Федерация еврейских общин Украины:
Жмеринка.
Председатель общины: Дмитрий Колесник
телефон: (04332) 2-31-17 адрес: пер. Гвардейский, 3, кв. 2 |
|
История
Жмеринка получила свое название от расположенных справа и слева от железнодорожной линии Киев — Одесса сел Малая Жмеринка и Большая Жмеринка, возникших как хутора в ХVI-ХVII веках. По поводу происхождения названий этих сел существуют две версии.Согласно первой, вначале здесь существовали два безымянных хутора. В одном проживали поляки, в другом — украинцы. Между хуторами шла постоянная вражда. Однажды она вылилась в резню, после которой уцелели немногие. Выжившие образумились, пожали друг другу руки и впредь поклялись не враждовать. После этого большему из хуторов дали имя Большая Жмеринка, а меньшему — Малая Жмеринка (от польских слов «жме ренка», то есть «жму руку»).
По второй версии, в лесах, на месте которых ныне расположены эти села, встретились польские и запорожские войска, освобождавшие Украину от полчищ Магомета IV. Встретившиеся пожали друг другу руки и основали два хутора — Большую и Малую Жмеринку. Станция Жмеринка возникла в 1865 году в связи с началом строительства Юго-Западной железной дороги. В 1868 г. вступил в эксплуатацию железнодорожный участок Жмеринка-Балта, первый на Украине. Постепенно от вырос в линию Киев — Одесса. Со временем станция Жмеринка стала узловой. В 1871 г. от нее отходит ветка в западном направлении, на Волочиск (и дальше на Проскуров), а в 1892 г. — ветка в юго-западном направлении на Могилев-Подольский. В 1899 г. архитекторы В.Рыков и З.Журавский спроектировали новый жмеринский вокзал. Хотя в эксплуатацию вокзал вошел в 1904 г., полностью его строительство было завершено лишь в 1911 г. Жмеринский вокзал считался самым красивым на Украине, и в нем была специальная царская комната.
С открытием станции Жмеринка возник одноименный рабочий поселок и рядом с ним — еврейское местечко. Они объединяются в единый населенный пункт, который в 1903 г. получил статус города. Насыпь железнодорожной линии Киев-Одесса разделяет Жмеринку на западную и восточную части. В районе вокзала обе части города соединяются тоннелями — проезжим и пешеходным. Почти параллельно железнодорожной насыпи располагались улицы Одесская, Алейки, Киевская, Центральная, Николаевская, Александровская, Ивановский переулок, улицы Банковская и Греческая, перпендикулярно железнодорожной насыпи — улицы Донская, Графская, Базарная, а также Хлебный переулок и ул. Екатерининская.
В начале 10-х годов XX в. известный либерал граф Гейден выделил часть своего земельного участка, прилегающего к Александровской улице, для строительства Высшего начального училища. Строительство проходило под эгидой жмеринского городского головы Добровольского и закончилось в 1912 году. В 1914 году в четырех классах этого училища обучалось 167 мальчиков — украинцев, русских, поляков и евреев. Плата за обучение составляла 20 рублей в год, еще 10 рублей взималось за обучение одному из иностранных языков — немецкому, английскому или французскому. С 1916 года в училище стали принимать также девочек. В настоящее время на территории этого училища находится украинская средняя школа № 3 (Февральский пер.,3)
В 1913—1918 гг. в жмеринской мужской гимназии учился будущий знаменитый украинский прозаик Юрий Смолич, описавший Жмеринку начала XX века в своей трилогии «Детство», «Наши тайны» и «Восемнадцатилетние».
До второй мировой войны в средней школе № 1 учились будущий народный артист СССР М. П. Болдуман и будущая украинская детская писательница Д. М. Жмер.