Бершадь

Винницкая область, Бершадский район

Впервые о Бершади говорится в исторических документах 1459 г. как о крепости на южных рубежах Великого княжества Литовского.

О том, что в Бершади накануне хмельнитчины жили евреи, свидетельствует эпитафия, скопированная в конце XIX века с надгробия на братской могиле местного еврейского кладбища: «Это место погребения убиенных бандитами в освящение Имени. И были они призваны к Всевышнему в двадцать второй день месяца сивана 1648 г.». Судя по этой дате, разгром Бершади казаками произошёл 12 июня (через день после трагедии в Немирове), то есть в самом начале распространения казацкого восстания по Брацлавщине.

   В мартирологе уничтоженных еврейских общин «Тит гаявен» («Непролазная грязь»), где приводятся топонимы, которые не всегда можно с определённостью сопоставить с тем или иным населённым пунктом, среди общин Брацлавщины упоминается община поселения под названием «Брешт». Можно предположить, что автор имел в виду именно Бершадь: в более поздних еврейских источниках название города пишется «Бршат». Хронист сообщает, что в этом городе проживало 40 домовладельцев евреев, и все они были убиты.

В 1827 г. в Бершади было 9 купцов, а в 1838 г. - 10 купцов третьей гильдии, шесть из них - евреи. В большинстве своём евреи были приписаны к мещанству и заняты мелкой торговлей. Существенную долю eвpeйcкoгo населения составляли ремесленники: в 1852 г. здесь было 163 ремесленника-еврея (ремесленников-христиан - 12).

В 1853 г. в бершадской общине числился 2941 еврей. Община содержала синагогу и четыре молитвенных дома.

Подавляющее большинство бершадского еврейства составляли хасиды. Местечко стало важным центром хасидизма, здесь жил и преподавал известный хасидский цадик р. Рафаель, ученик легендарного р. Пинхаса из Кореца. Он отличался очень большой скромностью и стремлением к правде, и после смерти р.Пинхаса большая часть его последователей примкнула к р. Рафаэлю. Возникло течение "бершадских" хасидов, просуществовавшее до конца 19 века. "Бершадские" хасиды отличались от других тем, что, по примеру своего цаддика, молились спокойно и тихо, без бурного выражения чувств, присущего в молитвах других хасидских течений, а их честность была предметом многочисленных шуток. Кроме всего прочего, р. Рафаель придавал очень большое значение заповеди ношения цицит. Благодаря этому многие бершадские евреи были заняты в производстве цицитов и талитов. Бершадские талиты считались кошерными по всем религиозным параметрам разных направлений иудаизма и пользовались большой популярностью в регионе. Вскоре местечко стало центром производства талитов и цицит в Украине.

По легенде, честность р. Рафаеля привела к его преждевременной смерти. Он должен был давать показания в суде по делу одного еврея, и точно знал, что еврей виновен. Р. Рафаель не хотел свидетельствовать против соплеменника, но и соврать он также не мог. Тогда он стал просить Вс-шнего о смерти, и умер утром перед началом судебного заседания.

После смерти р. Рафаеля "бершадские" хасиды примкнули к различным другим хасидским течениям. Каждая группа собиралась в своем молельном доме, однако когда какой-нибудь цаддик из «великих династий» приезжал в город, с просьбами и пожертвованиями к нему устремлялось большинство хасидов без всякого различия.