Федерация еврейских общин Украины:

Коростень.

Председатель общины:
телефон: (04142) 4-79-09
адрес:

 

Ко́ростень (до 1923 – Искоростень) –  город (с 1926), районный центр в Житомирской области.

Археологи доказали, что в конце VII в. здесь, на пересечении торговых путей, существовал град Искоростень, столица племени древлян. Окруженный густыми лесами, сам весь из дерева, с дубовым частоколом вокруг городских стен («Ис-коро-стень»), не хотел повиноваться киевским князьям: в 914 году город впервые вспоминают летописи в связи с подавлением князем Игорем восстания древлян. Когда в 945 году Игорь опять наведался в город, требуя дани, князь древлян Мал поднял свое войско, разбил киевскую дружину. Соседнее село Полесское многие века звалось Могильным: по преданию, именно там похоронили древляне убитого князя Игоря, насыпав на его могиле курган.

В XIV веке город входит в состав Великого княжества Литовского, с 1385 году переходит к Польскому королевству. В 1589 г. владелец Искоростеня Прокоп Мржевицкий добивается для поселения Магдебургского права. Искоростенскую крепость в 1649 г. захватил и разрушил отряд казаков под руководством Гераськи, еврейское население было истреблено.

Искоростень на начало ХІХ в. превратился в тихий провинциальный населенный пункт, где жили преимущественно евреи и украинские крестьяне.

Лишь когда мимо Искоростеня пролегла железная дорога Киев-Ковель (1902), ситуация изменилась. И название города тоже: Коростень вошел в ХХ век значительным железнодорожным узлом. В 1897 г. здесь проживало 1266 евреев (48,2% населения).

В 1914 единственный заезжий дом принадлежал евреям; действовало 6 синагог.

В 1918 в. здесь действовала организация «Поалей Цион», а в 1920-х функционировали отделения различных сионистских организаций. Работали 2 клуба, в которых велась работа на идише, 5 хат-читален на идише, 15 кружков еврейской молодежи. В 1923 году здесь проживало 4322 еврея.

В 1926 по инициативе Ш.Кипниса и с разрешения властей в Коростене прошла Раввинская конференция (участвовали 50 раввинов из различных регионов СССР). Конфееренция приняла решение об объединении еврейских религиозных общин для противодействия угрозе безверия и ассимиляции; был избран исполнительный комитет.  Сразу после конференции Кипнис был арестован, а исполнительный комитет фактически распущен. В 1929 в подпольных хедерах училось 80 детей, раввином в  был Хаим Матусов.

Перед войной в 1939 здесь проживало 10 991 евреев (35,7% населения).

После 1945 года часть евреев вернулась в Коростень. В 1946 году была открыта синагога (ул. Кирова, д. 55); в обычные дни на молитву собиралось 30–50 чел., в субботу – 70–80, в праздники – до 400 чел. Шойхетами и активистами общины были Або Аврумович Фарович (1880–?) (он же исполнял обязанности моэла), Герш Айзикович Карант (1885–?) и Б.И.Шлейфман (1885–?). В конце 1940-х гг. община собирала средства на ремонт синагоги, оказывала помощь нуждавшимся евреям, организовывала артели по выпечке мацы, проводила поминальные службы на братской могиле расстрелянных. В конце 1940–50-х гг. действовало несколько миньянов в частных домах. В 1957 была закрыта синагога. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Коростене действовал нелегальный миньян; имелся шойхет. В 1979 году проживало ок. 5000 (ок. 8%).

С конца 1980-х гг. начался активный выезд евреев Коростеня в Израиль и другие страны.В 1989 в К. было создано Общество еврейской культуры. В 1992 основаны общество «Мицва», еврейская воскресная школа, в 1994 – клуб «Мазлтов». С 1992 раввин Коростеня – представитель М.-М.Шнеерсона Арон Бергер (родился в 1963, Израиль). В 1994 начала работать еврейская школа, в 1995 была открыта синагога, при которой имелись небольшая иешива и миква. Существует еврейское кладбище. На двух братских могилах жертв Катастрофы в 1990 и 2000 установлены памятники.В 2001 в Коростыне проживало около 1200 евреев.

Фото

Вокзал. Фото 1901 года. Здание не сохранилось.

Памятник князю Малу.

Река Уж в Коростене.