Федерация еврейских общин Украины.

Балта.

Председатель общины: Винярский Вадим Аронович
телефон: (04866) 2-21-30 
адрес: ул. Коцюбинского, 10

История общины
История города

Балтские евреи

Сведения о первых евреях здесь современны первым упоминаниям о Палиево Озере, Юзефгроде и турецкой Балте. Уже в те времена здесь преобладали евреи-ашкенази, хотя было и небольшое число сефардов, а также караимы.

С 18 века еврейская община города была преимущественно хасидской. Есть основания предполагать, что город посещал сам Израель Баал-Шем-Тов (Бешт), основатель хасидизма.

В основе деятельности евреев города была торговля и ремесленное дело. Порой еврейским коммерсантам приходилось выдерживать конкуренцию со старообрядческими предпринимателями, также занимавшими значительную нишу в торговом обороте Подолии.

Долгие годы Балта оставалась одним их крупных зерноторговых центров. Этому способствовала деятельность многих ее жителей, в ихчисле - Бендерский М., Губерман Исер Иоселевич, Комисаренко Арон, Савранский И.М., Шарф Хаим Иоселевич, Представители фамилий Немировские, Рабиновичи, Ройзенберги. и др.

Заказать гнутую мебель можно было у Хаима Янкелевича Клейнмана, а обувь - в мастерской Гурвица Шимона Гершковича. Готовым платьем торговали Гольдин Арон Мошкович и Давид Розенталь. Бриллиантовое ожерелье или другие драгоценности могли изготовить Ройзенгурт Вольф, Ладыженский Ицко, Медведев Иойна.

Балтская еврейская больница

evbolnitsa.jpg

Прекрасным описанием жизни предреволюционной Балты являются воспоминания известного антропонимика А.С. Приблуды, чей отец занимался переплетным делом, а впоследствии - и книготорговлей. Причем последняя стала особо прибыльной по мере расширения сети учебных заведений города. 

"Для еврейских детей, обучение которых в гимназиях и высшеначальном училище было ограничено процентной нормой, существовало казенное одноклассное еврейское училище - основной рассадник русской грамоты. Было много хедеров, частных школ и Талмуд-Тора, где в мои годы наряду с традиционным еврейским обучением Библии и молитвам дети получали также некоторые знания из области русской грамоты и арифметики.

До революции в городе насчитывалось несколько десятков синагог и молельных домов. Казенным раввином в 1914 г. был Моисей Гершович Розенблат. Позволим себе снова процитировать здесь воспоминания упоминаемого выше автора .

synagogue51.jpgСинагоги помимо своей основной функции – служить местами общественного богослужения на протяжении веков служили также своеобразными клубами, где протекала вся общественная и культурная жизнь еврейского населения. Даже и в мои детские годы прихожане одной синагоги знали хорошо друг друга, переживали общие радости и горести, ходили друг к другу в гости и на семейные торжества. По субботам и праздникам посещение синагоги означало встречу с наиболее близкими знакомыми и друзьями. Здесь во время перерывов в богослужении взрослые кучками стояли во дворе и вели свои беседы, а дети затевали свои игры.

Эмиграционные идеи получили мощный стимул в результате балтского погрома (1882), получившего широкую огласку (см. ссылки ниже).

В конце 1941 г. 1500 евреев были высланы в Винницкую область, где содержались в концентрационных и рабочих лагерях Ободковского и Тростянецкого районов. Из них в Балту вернулись около 500 человек. Весной 1943 г. работоспособных евреев из Балты отправили в район Николаева в распоряжение организации «Тодт». В конце 1943 г. выжившим было разрешено вернуться в Балту. В декабре в гетто было расстреляно 83 человека.

О периоде оккупации рассказывает Семен Цванг в четвертой главе книги "ДИКИЙ ОГОНЬ" - ГЕРОИ БАЛТСКОГО ГЕТТО

После освобождения в марте 1944 г. в Балте насчитывалось немногим более 2700 евреев.

Тенденция к уменьшению численности еврейского населения города в последующем сохранялась.