Накануне Песаха, утром 14 апреля во дворе Херсонской общеобразовательной средней еврейской школы «Хабад» прошло ритуальное предпраздничное мероприятие «Сожжение хамеца».
Вот что об этой многовековой традиции пишет Рав Элияу Ки-Тов в цикле статей «Книга нашего наследия»: « Песах отличается от всех прочих праздников, поскольку заповеди, относящиеся к остальным праздникам, исполняются только во время самих праздников—не раньше и не позже. Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на евреев определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором (горькими овощами), расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее,—если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он нарушил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению—биюр—хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может—«уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого—это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее-за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана евреи обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы и приступить к бдикат хамец—поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. На хамец наложен в Песах особо суровый запрет. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев,—так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» (Шмот, 12, 19). Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» (Шмот, 13, 7). Оба эти предупреждения—отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец,—дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» (Шмот, 12, 15). Таким образом, уничтожение хамеца предписано одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий (но находящийся в другом месте). Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Но это еще не все. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает, принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди».
О том, как сожжение хамеца проходило 14 апреля в Херсонской еврейской общине, небольшой фоторепортаж.