Printed from fjc.org.ua

История–прошлое и настоящее, Симферополь.

Вторник, 12. Ноябрь, 2013 - 10:55

7085_350x263.jpgНеделя школьных каникул для многих участников воскресной школы КРЕО «Яд Эзра—рука помощи» г. Симферополь прошла в интересных, полезных и запоминающихся путешествиях. Целью этих поездок было изучение истории нашего народа, связанной непосредственно с Крымским полуостровом. Одним из значимых событий в истории 20 века стало переселение евреев в 20-х годах на Крымский полуостров и создание еврейских сначала сел, а потом и колхозов на территории Крыма. Рассказывать о том, что долгие годы на территории Российской Империи евреям запрещали жить на земле и заниматься сельскохозяйственным трудом, рассуждать о причинах и следствиях этого можно долго. Но так сложилось. И вот евреев, которых называли «народом воздуха», переселяют на землю, причем не очень плодородную, никем до них не возделанную, переселяют большие семьи раввинов, ремесленников, врачей, учителей.

Северный и северо-западный Крым—это степь, где летом стоит засушливая, выжигающая жара, а зимой дуют уничтожающие все на своем пути ветра. Именно в таких условиях евреям переселенцам предстояло строить свои дома, заводить свое хозяйство, создавать общественное. Об истории еврейских колхозов, о роли Агро-Джойнта в этом событии собрано много информации, записаны и хранятся аудио и видео интервью, взятые у бывших колхозников-переселенцев, изданы книги. И как продолжение этой работы и для знакомства юных, только начинающих жить, его членов с историей и состоялись две поездки: в Сакский район, с. Ромашкино (Икор) и в Красногвардейский район, с. Климово (Ротнштадт) и Восход (Найлебен).

К сожалению, живых участников этого переселения на сегодняшний день почти не осталось, поэтому выбор туристических маршрутов зависел от того, сохранилось ли что-либо материальное (дом, школа и т.д.) с поры построения евреями того или иного поселка, и от того, помнят ли сегодняшние жители о событиях, которым без малого 100 лет.

Сакский район. 29 октября 2013 года.

В это путешествие сопроождающим отправился человек, чья жизнь тесно связана с этими местами—Владлен Нафтульевич Люстин. Его отец был директором Чеботарского техникума. Это учебное заведение было создано для обучения евреев-колхозников при помощи Агро-Джойнта, готовило оно агрономов. Чеботарский техникум находился тоже в Сакском районе, ныне это село носит название Червоное. От самого здания, в котором размещался техникум, остались практически одни развалины, которые произвели неизгладимое впечатление, добавили к рассказам Владлена Люстина заманчивой загадочности и удивительной интонации прошлого.

В селе Ромашкино сразу на въезде, на центральной улице сохранились несколько домов, построенных по агроджойнтовскому проекту, покрытых до сих пор настоящей красной черепицей. Здание школы, построенное в еврейском колхозе, в которой в начале преподавание велось на родном языке переселившихся сюда евреев—на идиш, сейчас в этом здании размещается детский сад.

Сотрудники и ученики ромашкинской средней школы показали документальный фильм, который они сняли к 90-летию своей любимой школы. Основное место в этом фильме занимает история, которая является не просто историей школы, это история села, начавшаяся с переезда евреев в эту голую, неуютную степь. По крупицам они собирали материал, а результат—сохранение памяти о тех людях и том событии, участников которого не осталось в селе.

Еще одно историческое,но трагическое место—памятник еврейской учительнице Циле, которую вместе с двумя ее детьми (младшему было 2,5 месяца, а старшему 5 лет), расстреляли гитлеровцы. Односельчане долго прятали ее, но нашелся тот, кто выдал. Сейчас сотрудники школы во главе с директором пытаются добиться установки памятного знака на месте, где были уничтожены гитлеровцами все евреи села Икор. Рассказ об учительнице и ее детях врезался в память ребят, заставил их задуматься над тем, почему еврейские колхозы перестали существовать…

Красногвардейский район, села Восход (Найлебен) и Климово (Ротнштадт). 31 октября.

В этом районе экскурсоводом была Вера Самойловна Норштейн. Ее дедушка со своей большой семьей приехал в Крым в с. Климово, ее папа был виноградарем. Она—учитель истории, поэтому всегда собирала не только сведения об истории своей талантливой семьи (достаточно назвать имя Юрия Норштейна, мультипликатора), но и обо всем селе в целом. Поэтому ее рассказ был наполнен содержанием историческим, хотя она сама родилась в этом селе уже после войны, куда родителям посчастливилось вернуться живыми из эвакуации.

Здесь тоже были сохранившиеся агроджойнтовские дома под красной черепичной крышей. Очень хорошо снаружи сохранилось здание климовской школы. Возле каждого дома были огромные участки земли, на которых евреи переселенцы могли заниматься личным хозяйством. Эти участки были настолько велики, что сейчас между еврейскими домами удалось построить еще по дому с участком земли вокруг него. А перед тем, как покинуть село Климово, Юра, Маша, Карина и Леон Боруховичи, показали всем один сохранившийся дом своих родных, создававших это село.

Село Восход, бывшая центральная усадьба колхоза-миллионера «Россия».

Школа, которая была самой большой школой продленного дня в Советском Союзе, в ней училось около 2000 человек. Народный музей села, созданный учителем истории, многолетним директором средней школы Николаем Александровичем Готовчиковым. Николай Александрович поэт, краевед, Член Союза журналистов СССР и Украины, автор книг о евреях-колхозниках. Он объяснил ребятам о том, какую роль сыграли евреи в создании этого села, в его развитии. Он рассказывал об экспонатах музея, как о живых людях, имеющих прошлое, настоящее и, он уверен, будущее. Ребята с гордостью читали еврейские фамилии в списках передовиков производства, рационализаторов, учителей и врачей, председателей колхоза. В списках ушедших на фронт, в списках вернувшихся с наградами и оставшихся на полях войны было тоже очень много еврейских фамилий.

В этих поездках участвовали 25 человек: 20 школьников в возрасте от 8 до 15 лет и пятеро родителей—активных участников семейного клуба КРЕО «Яд Эзра-рука помощи». Никого не испугало, что весной каждый из участников этих поездок должен будет создать свою работу, тема которой—Агро-Джойнт в Крыму, еврейские колхозы. У многих уже даже родилась мысль, какой будет эта работа, на какую подтему.

Путешествие дало возможность увидеть, что Агроджойнтовские еврейские колхозы имеют большое значение для современной еврейской общины Симферополя, потому что в этом городе живет много еще неизвестных потомков еврейских колонистов. Такие поездки доказывают, что память важная составляющая часть в процессе самоидентификации и что историю нужно не только учить по учебнику, а ее нужно «потрогать», «прикоснуться» к ней, увидеть и почувствовать.

7085_350x263.jpg 

7085-1_500x375.jpg 

7085-2_500x333.jpg 

7085-3_500x375.jpg

7085-4_500x334.jpg 

7085-5_500x334.jpg 

7085-6_500x334.jpg 

7085-7_500x333.jpg 

7085-8_500x666.jpg 

Комментарии: История–прошлое и настоящее, Симферополь.
Нет добавленных комментариев