Для педагогического коллектива еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошел семинар-тренинг, который был посвящен изменениям в современной системе образования и тому, как именно сегодня нужно учить детей, чтобы в результате их уровень знаний и умений соответствовал запросам, выдвигаемым современным обществом.
На занятии присутствовали более тридцати участников, которые были разделены на пять групп, по принципу их принадлежности к одной из школьных кафедр. За одним столом работали преподаватели кафедры иврита и еврейских традиций (а также раввин школы Шломо Терешкевич и руководитель ее еврейского компонента Юдит Барам), за другим – учителя, преподающие русский, английский и украинский языки, за третьим – преподаватели кафедры физики, математики и информатики, за четвертым – учителя начальных классов. Кроме того, в состав отдельной, пятой, группы входили учителя, не объединенные одним направлением учебной деятельности, и преподающие музыку, географию, биологию, историю, правоведение и физкультуру. Как объяснила ведущая тренинга Галина Иванова, курирующая от имени общины образовательный компонент еврейской школы, такое разделение на команды было необходимо для того, чтобы было легче понять позицию каждой кафедры касательно поднятых на семинаре вопросов.
Занятие началось (как и полагается для любого тренинга) с традиционного представления участников семинара, каждый из которых назвал себя и предмет, который он преподает, кратко рассказал о своих сильных сторонах и о том, чему его научила работа в этом образовательном заведении. Далее ведущая перешла непосредственно к основному блоку занятия, целью которого было найти более легкий и эффективный путь работы в рамках современной школьной системы, и понять, почему учителю важно принимать изменения, происходящие в мире, которые вынуждают по-новому строить программу образования и воспитания учеников.
Среди причин, объясняющих, почему сегодня так актуальны изменения традиций классно-урочной системы, сложившейся на протяжении двух веков, и перемены в привычном стиле школьного преподавания, Галина Иванова назвала несоответствие биологического времени – социальному, то есть такому, которое зависит от частоты событий, происходящих в обществе (этот вопрос был подробно освещен в научно-популярном фильме, продемонстрированном на занятии). Ведущая подчеркнула, что из-за очень быстрой динамики изменений в социуме появляются новые системы и ценностей, и приоритетов, и запросов, и требований – так, участники тренинга пришли к выводу, что ценится (а, значит, и оплачивается), в первую очередь, не опыт, а результат работы. Галина Иванова подвела участников семинара к выводу – сегодня успех в жизни обеспечивают не «старые знания», а новые идеи; работодатели делают ставку на креативных сотрудников, которые умеют вживаться в коллектив и работать в команде, и соответственно - это нужно воспитывать в детях.
Кроме того, каждой из пяти групп было предложено обдумать три варианта ответа на вопрос, почему надо учить детей по-новому, и в чем эта новизна заключается (причем все группы должны были предоставлять варианты работы с учениками, учитывая специфику направления, которым занимается их кафедра). Так, кафедра иврита, которая обсуждала проблему с точки зрения многовековой еврейской традиции, акцентировала внимание на том, что нужно учить детей подстраиваться под изменения и давать в процессе обучения навыки и инструменты для того, чтобы они могли продолжать учится в течение всей жизни, будучи зрелыми людьми.
Галина Иванова также рассказала присутствующим о важности правильного структурирования информации, которую получают школьники на уроках, и значимости универсальных знаний. Она отметила, что в скором будущем Министерство образования Украины планирует вводить специальные базовые тесты на «общую компетенцию», которые должны будут пройти все выпускники. В сравнении с Внешним Независимым Тестированием, для таких тестовых заданий будет отведено на порядок меньше времени – всего 20 минут, за которые школьники должны будут показать, прежде всего, скорость анализа информации и умение использовать логическое мышление.
В ходе семинара-тренинга особое внимание было уделено тому, насколько важно самим учителям не бояться перемен и быть к ним готовыми (причем речь шла не только о переменах в профессиональной сфере деятельности, но и в целом об изменениях в жизни). Так, в качестве домашнего задания к семинару, его участникам было предложено ознакомиться с текстом бестселлера конца прошлого века, написанного доктором Джонсоном Спенсером, «Кто украл мой сыр?» (в одном из анонимных переводов его можно прочитать или скачать, например, здесь). В этой книге, получившей мировое признание, особенно среди бизнес-тренеров, в форме притчи рассказывается о том, как люди, обладающие различным складом ума и способностями к адаптации, реагируют на перемены в окружающем их мире, которые, по мнению автора, являются неизбежными и естественными. Учителя еврейской школы во время семинара должны были выполнить ряд интерактивных заданий, в основе которых лежали тезисы, приведенные в книге «Кто украл мой сыр?».
Завершил семинар просмотр анимационного мультфильма, содержание которого, по сути, соответствовало одной из тем занятия – мультик рассказывал о том, что изменения – это то, что регулярно происходит со всеми, и главное – с правильным настроем подходить к переменам.
Ну а финал тренинга был традиционным для подобных мероприятий – всем учителям было предложено высказать свою точку зрения на итоги семинара и поделиться своими впечатлениями с другими участниками, рассказав, чем же именно было полезно для каждого прошедшее занятие.