Printed from fjc.org.ua

Свежий выпуск "Еврейских ценностей" от раввина Шломо Вильгельма. Двойной стандарт.

Пятница, 19. Апрель, 2013 - 7:15

Еврей-владелец оптики учит своего сына:

- Слушай, если покупатель спрашивает сколько стоят очки, скажи 100 баксов. Если он не округляет глаза, то скажи, что 100 баксов - это за оправу и ещё 100 за стекло. Если он ещё не округлил глаза, то скажи: за каждое.

Один еврей, много лет торговавший на рынке овощами и фруктами, как-то признался мне, что значительную часть заработка в этой области приносит обвешивание, которое практикуется подавляющим большинством его коллег. Как оказалось, это целая наука: нужно знать, какого клиента можно облапошить по-полной, а с кем нужно быть осторожным.

Запрет обвешивания в различных его проявляениях входит в число многочисленных заповедей, приведенных в главе «Кдошим». «Не творите кривды в суде, в мере, в весе и в емкости. Весы верные, гири верные…будут у вас» - говорит нам Тора.

Причина этого закона на первый взгляд очевидна: нельзя зарабатывать нечестным путем. Однако наряду с другими законами связанными с ведением бизнеса, заповедь о верных мерах имеет свою особенность. Талмуд говорит, что нарушение этого запрета происходит не только в процессе купли-продажи, но уже с момента, когда человек изготовил неверные меры веса. Даже хранение дома таких весов или гирь является нарушением заповеди Торы. То есть смысл данного запрета не ограничевается лишь конкретным обманом покупателя, тут дело обстоит глубже.

Любавический Ребе объясняет, что особенность обвешивания – в его скрытой ухитренности. Когда человек ворует, торгует по завышенным ценам или продает некачественый товар, его действия направлены в одну сторону – нечестно присвоить чужие деньги. Но когда он кладет товар на весы, он как бы показывает, что хочет быть честным и точным в продаже, в тоже время именно в этом поступке кроется обман. Другими словами, особенность обвешивания, что это грабеж под видом честности.

Когда ты имеешь дело с запрещенным или ворованнным товаром, это плохо, но по крайней мере, очевидно, что ты имеешь дело с чем-то отрицательным, тут нет место иллюзиям о собственной правоте. Но весы или гири являются инструментом порядочности и честности, поэтому если они неверные, их нельзя даже держать дома, чтобы не привыкать к фальши и самообману.

              Это является важным уроком жизни для каждого из нас. Нашему дурному началу нелегко соблазнить нас чем-то явно плохим или несправедливым. Оно говорит нам: «Делай добрые дела, ходи в синагогу, старайся быть порядочным, но ведь невозможно быть идеальным, иногда тут-там нужно немножко махлевать», другими словами «взвешивай, но не совсем точно, дай себе немного поблажку!». Поэтому нередко можно встретить евреев, очень религиозных в обрядах и кошерности питания, при этом позволяющим себе быть не слишком кошерными в отношениях с людьми или в бизнесе. Закон о мерах учит нас, что нельзя жить двойными стандартами и подходить к разным областям жизни с разными мерками, Тора актуальна в равной степени и в синагоге и на рынке.

           Шабат шалом! 

            раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Свежий выпуск "Еврейских ценностей" от раввина Шломо Вильгельма. Двойной стандарт.
Нет добавленных комментариев