Printed from fjc.org.ua

Как покорять вершины.

Пятница, 01. Март, 2013 - 6:13

Альпинист упал в пропасть. Товарищи ему кричат:

- Вася, ты жив?!

- Жив!

- Руки целы?

- Целы!

- Ноги целы?

- Целы!

- Так подымайся!

- Не могу, я еще лечу!

Грех золотого тельца несомненно является самым тяжелым падением в истории нашего народа. И тяжесть этого падения обусловлено не только строгостью греха идолопоклонства, но и тем высоким духовным подъемом, в котором пребывал наш народ перед этим. Лишь незадолго до этого все евреи стояли у горы Синай, где были свидетелями уникального расскрытия Б-га, и слышали голос Всевышнего, изрекающий: «Да не будет у тебя божеств чужих…не делай себе изваяния… не поклоняйся им» и вот уже через сорок дней народ танцует вокруг золотого тельца. Невероятно!

Тяжело найти оправдание этому греху, но наши мудрецы пытаются понять, что же побудило народ к этой фатальной ошибке. Так Рамбан, извесный комментатор Торы, считает, что тельца изначально не собырались делать божеством, он должен был лишь заменить Моше, который, казалось им, уже не вернется. Они растерялись, не понимая, что теперь делать, как без Моше контактировать с невидимым и безграничным Б-гом, поэтому телец им нужен был как посредник, через котрого Б-г будет управлять народом.

Это объяснение несколько смягчает глубину этого греха, однако совсем не оправдывает поведение евреев. В конце концов, золотой телец, столь явно ассоциирующийся с идолом, очень быстро превратился в предмет культа, возле которого евреи устроли празднецтво в «лучших» языческих традициях. Как народ, недавно стоявший у горы Синай, мог до такого докатиться?

Этому можно дать следующее объяснение. Когда человек достигает чего-то очень значительного, переживает триумф, то период последующий за этим моментом является очень критическим. Так, например, женщина после родов, пережив сильные переживания, может впасть в тяжелую депрессию. По этой же причине на исходе шабата принято нюхать благовония, приводя в чувство нашу душу, которая после субботнего подъема возвращается к низменной будничности.  Подобная проблема возникла и у евреев в пустыне, вернувшись к обыденности после грандиозного духовного подъема они почувствовали отчаяние и пустоту, и это привело их к страшным последствиям.

Как предотвратить опасность падения и депрессии после достижения вершин. Ни в коем случае нельзя дать себе бездействовать, нужно начать делать что-то новое. В Талмуде говорится, что ангел-обвинитель активизируется, когда человек что-либо заканчивает, поскольку когда человек добивается результата, его клонит расслабиться, он престает прилагать усилия. Поэтому, например, после Йом Кипура, когда мы чувствуем себя как ангелы, принято сразу начинать заниматься строительством сукки, а заканчивая чтение свитка Торы, мы сразу начинаем читать его заново. Воодушевление от подъемов должно воплощаться в дела, иначе эта мощная энергия может стать разрушительной.

 

 

             

Шабат шалом!                                                      

раввин Шломо Вильгельм  

Комментарии: Как покорять вершины.
Нет добавленных комментариев