Printed fromfjc.org.ua
ב"ה

Мистика справедливости.

Понедельник, 11. Февраль, 2013 - 2:34

- Изя, сынок, что ты сделаешь, найдя на улице десять долларов?

- Спрячу в карман.

- Нет,  так  не поступают! Если найдешь десять долларов,отнеси в

  полицию. Там тебя похвалят, и скажут: "Изя – порядочный человек".

- Хорошо.

- А что ты сделаешь, если найдешь сто тысяч долларов?

- Отнесу в  полицию. Чтоб сказали: "Изя – порядочный человек"

- Нет, Изя! Если имеешь в кармане сто тысяч долларов, тебе уже не  надо быть порядочным человеком!

События прошлой недельной главы, где говорилось о даровании Торы, оставили в состоянии любопытства – вот мы получили Тору, посмотрим, чему она научит. И действительно, в нынешней главе содержится огромное количество постановлений, поэтому и называется она «Мишпатим» - «Законы».

Но что это за законы?! Когда мы приступаем к их изучению, то обнаруживаем, что речь идет о достаточно банальных и приземленных понятиях: законы об имущественных спорах, кражах, бодливых быках. Подумать только, сам Б-г спустился на гору Синай и даровал нам Тору - от такого события хочется ожидать каких-то особенных откровений. Вместо этого мы видим перед собой законы, наподобие тех, которые существуют у многих народов, причем существуют без всякой связи с религией.

Но давайте задумаемся глубже. Ведь в действительности многие законы и моральные принципы, универсальные в понимании всего человечества, и кажущиеся нам банальными истинами, стали таковыми именно благодаря Торе. Не зря основные мировые религии взяли за основу именно иудаизм.

Описывая события у горы Синай, Тора говорит, что от голоса Всевышнего, звучавшего там, не исходило эхо. Хасидизм дает этому следующее объяснение. Эхо – это звук, который отражается, столкнувшись с чем-либо. Во время дарования Торы, голос Всевышнего, столкнувшись с материей этого мира, не отражался, а впитывался в нее, стал ее частью. С тех пор понятия Торы проникли в какой-то мере и в сознание всего человечества.

Когда-то в американском штате Иллинойс провели любопытный эксперимент. На улицах, в самых различных местах, были разбросаны сто кошельков. В каждом из них была небольшая сумма денег, квитанции, и данные о владельце. Все это делалось на виду у скрытых камер, чтобы проверить, сколько счастливчиков, нашедших кошелек, вернут его законным хозяевам. Результаты приятно удивили: 74% из невольных участников эксперимента вернули кошельки владельцам.

Конечно, не все так прекрасно, как кажется. Большая часть людей, вернувших кошелек – пожилые. Молодое поколение больше подвержено новым веяниям, когда предпринимаются попытки изменить систему моральных ценностей, а то и вовсе отменить ее. Многие сегодня уже не считают нужным входить в законный брак, то, что раньше считалось развратом, стало теперь нормой,  а то, что было непорядочным даже в мыслях, сегодня делают, не краснея. Некоторые ученые, например, предлагают принудительно умерщвлять пожилых людей, которые не приносят пользу обществу.

Поэтому именно сегодня, как никогда, стоит внимательно почитать Тору, изучить ее законы, даже те, которые казались понятными, чтобы не потерять ориентир справедливости, чести и святости. Именно сегодня мы понимаем, что эти законы истинно духовны, потому что не меняются в зависимости от моды, новых взглядов или количества денег в найденном кошельке. 

 

             Шабат шалом!

             раввин Шломо Вильгельм  

Комментарии: Мистика справедливости.
Нет добавленных комментариев