Англичане уходят и не прощаются, евреи прощаются и не уходят.
В нынешней недельной главе Тора показывает пример настоящего еврейского гостеприимства. Аврааму, сидящему в своем шатре на третий день после обрезания открывается Вс-вышний. В этот момент он видит вдали трех путников, и, отрываясь от общения с Б-гом, бежит позвать их к себе, обслуживая как самых дорогих гостей.
Удивительно в этой истории не только то, что Авраам недомогая, в ужасную жару был готов бежать за незнакомыми бедуинами, чтобы пригласить в гости, но и то, что ради этого он оторвался от общения с самим Б-гом, словно говоря: «Вс-вышний, подожди пожалуйста, у меня есть более неотложное дело!». Из этого поступка мудрецы делают вывод, что «заповедь гостеприимства важнее общения с Б-гом».
Интересно, что, как выяснилось позже, путники, которых так старательно обслуживал Авраам, оказались ангелами. Можно ли сказать, что в этом случае Авраам выполнил заповедь гостеприимства, ведь ангелы не нуждаются ни в отдыхе, ни в еде и питье?
Любавический Ребе объясняет, что заповедь принимать гостей имеет два аспекта. Один – это потребности гостя, которому необходимо поесть, попить, отдохнуть, а другой – проявление внимания и доброжелательности со стороны хозяина. Так вот, в этой заповеди второй аспект, доброжелательность хозяина даже более важен, чем то, что гость поест. Это мы видим из слов Рамбама, великого законоучителя и философа, который постановил, что провожать гостя – это еще более важно, чем принять его у себя дома.
Почему так важно проводить гостя? Дело в том, что провожая человека, мы показываем, насколько нам приятно его общество. Ведь если хозяин просто попрощается, оставшись дома, гость может подумать, что хозяин был рад побыстрее от него избавиться и, стало быть, принимал его неискренне. Другое дело, если хозяин пойдет провожать гостя – тогда тот ощутит, что хозяин не хочет расставаться с ним и стремиться как можно дольше насладиться его компанией.
Таким образом, мы видим, что настоящий прием гостей – это не просто обеспечение потребностей путника, но и проявление доброжелательности, внимания, уважения к нему и в этом отношении Авраам несомненно исполнил заповедь самыми лучшим образом, даже притом, что ангелы не нуждались в еде и отдыхе.
Все вышесказанное дает важный урок. Сосредоточенная молитва или изучение Торы должно помочь оторваться от грубой материальности этого мира, но ни в коем случае не от потребностей окружающих людей. И если человек обеспечен всем необходимым, это вовсе не значит, что он не нуждается во внимании, улыбке и добром слове.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм