Printed from fjc.org.ua

Свет за облаками. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 19. Октябрь, 2012 - 6:28

Раннее лето, утро. Выходит на улицу старый еврей, видит огромную радугу. Грустно качает головой:
- Нет, ну надо же! На это у них деньги есть!

На этой неделе читается глава о Всемирном Потопе, уничтожившем человечество за его нравственное разложение. Ноах, который спасся со своей семьей от этой катастрофы в ковчеге, стал новым прародителем человеческого рода. От прежней цивилизации не осталось и следа, и теперь предстояло строить новое общество. Но человек остается человеком, и кто знает, не встанут ли потомки Ноаха снова на путь греха и не постигнет ли людей новый потоп? Вероятно именно эти мысли тревожили Ноаха в тот момент, когда, после года пребывания в ковчеге, он наконец вышел на сушу.

Всевышний успокоил Ноаха, убедив, что мир больше никогда не будет уничтожен потопом, и знаком этого обещания стала радуга. Мудрецы объясняют, что хотя радуга является природным явлением (результатом преломления солнечных лучей в каплях воды, сосредоточенных в воздухе), и теоретически могла существовать всегда, в допотопные времена облака во время дождя были очень густые и плотные, так что солнечный свет не проходил через них. После потопа облака стали более мягкими и прозрачными, начали легко расступаться, благодаря чему смогла появляться радуга.

В действительности, радуга – это не просто символ, она является отражением тех преобразований, которые произошли в мире после потопа. Все эти изменения сводятся к одному – ослаблению материальности, обилие которой привело поколение потопа к  губительным последствиям.

Именно в силу ослабления материальности, облака стали менее плотными, и появилась радуга. Тело стало менее крепким, вследствие чего длительность жизни человека значительно сократилась. Животные до потопа были запрещены в пищу, так как их мясо, в силу материальной грубости могло опустить человека до их уровня. После потопа сила материи ослабла, человек стал способен использовать энергию, получаемую от мяса, в духовных целях, поэтому этот запрет был снят.

Совершая грех до потопа, человек отдавался ему полностью, телесные и материальные удовольствия абсолютно поглощали его, поэтому раскаиваться мало кому удавалось. После потопа материальные удовольствия ослабли, и совершая грехи, людям стало легче одуматься и раскаяться в них.

В хасидизме часто проводится аналогия между потопом и жизненными трудностями, которые захлестывают человека. Действительно, бывают в жизни времена, подобные бурному ненастью, когда кажется, что тучи над сгущаются, все становиться серым и мрачным и со всех сторон слышатся угрожающие возгласы, пытающиеся нас запугать.

Но следует помнить, что у любой бури есть конец. Темные тучи скоро расступятся, шум стихнет, яркие лучи света проникнут в мир, и, переливаясь радужными оттенками в воздухе, принесут с собой покой и радость.

Шабат шалом! 
раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Свет за облаками. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев