Printed from fjc.org.ua

Вино и вода. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 28. Сентябрь, 2012 - 7:44

У одного старого русского хасида, употреблявшего из крепких напитков только спирт, однажды обнаружили воду в легких. Узнав об этом он сказал: «Я всегда знал, что эти 4 процента воды до добра не доведут!»

Тишрей – месяц праздников, можно условно разделить на две половины. Первая половина месяца пропитана напряженностью и раскаянием «грозных дней», периодом между еврейским Новым годом и Йом Кипуром, когда решается судьба всего живого. Вторая половина месяца посвящена веселым праздникам Суккот и Симхат Тора. Таким образом, в месяце Тишрей евреи проливают больше всего слез, в тоже время он является и самым веселым периодом года.

Особенно радостно Суккот праздновался во времена Храма. В эти дни весь еврейский народ стекался в Иерусалим, где праздник проходил удивительно ярко и неповторимо. Каждую ночь множество людей собиралось во дворе Храма, где веселились всю ночь напролет под звуки музыкальных инструментов. В этих торжествах принимали участие великие и уважаемые люди того времени, которые танцевали и веселились вместе с простыми народом. Талмуд рассказывает о некоторых известных мудрецах, которые мастерски жонглировали различными предметами на этих весельях.

Эти ночные празднования назывались «радостью черпания воды», так как по утрам в праздник Суккот вдобавок к вину на жертвенник Храма возливали чистую воду из источника. Мудрецы того времени утверждали, что тот, кто не видел «радости черпания воды» - не видел настоящей радости в своей жизни.

Черпание воды может показаться довольно странным поводом для таких исключительных и торжественных празднеств, ведь если что-то и ассоциируется в еврейской традиции с весельем, так это вино, которое является непременным атрибутом любого еврейского праздника.Однако возлияние вина на жертвенник в течение всего года, хотя и сопровождалось пением левитов, не могло сравниться с бурной радостью возлияния воды. В чем же причина такого ликования и как оно связана с водой?

Хасидизм объясняет, что вино и вода символизируют два вида радости. Вино имеет свой специфический вкус, цвет, крепость. Эти факторы определяют особенности вина, но они же ставят его в определенные рамки. Поэтому и радость, связанная с вином, определяется его особенностями, и, следовательно, ограничена этими качествами.

Но вода, будучи бесцветной и не имея особенного вкуса, радует людей просто тем, что она вода и символизирует радость, не имеющую границ. Именно поэтому возлияние вина на жертвенник сопровождалось ограниченой радостью – организованым пением левитов в сопровождением музыкальных инструментов, а возлияние воды – безграничной радостью и ликованием всего народа.

Именно такая беспредельная и искренняя радость пусть наполнит всех в этот праздник!

Шабат шалом и с праздником!
раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Вино и вода. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев