На передовой
Экскурсия в Одессе:
- А это памятник неизвестному еврейскому солдату Рабиновичу.
- Что значит неизвестному? Тут же написано – Рабинович.
- Неизвестно был ли он солдатом.
Прежде, чем еврейский народ вступил на Землю Израиля, ему пришлось захватить несколько земель, народы которых отказались пропускать евреев через свою территорию. В нашей главе рассказывается как представители двух колен, Гада и Реувена, обратились к Моше с просьбой, чтобы вместо удела в Земле Израиля, им дали поселиться на уже захваченных территориях. У нас много скота – аргументировали они, – а на этой земле хорошие пастбища и она как нельзя лучше подходит для скотоводства.
Вначале Моше категорически не понравилась эта идея. «Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?» - возмутился он. В ответ на это эти два колена проявили готовность воевать за Землю Израиля вместе со всем еврейским народом и даже идти впереди всех пока весь народ не получит свой удел на Святой Земле. «Мы снарядимся немедля пред сынами Израиля, пока не приведем их на место их» - обещают они. Моше согласился и принял их условие.
В другом месте Торы Моше снова пересказывает эту историю. При этом Любавический Ребе обращает внимание, что во второй раз Моше несколько меняет формулировку: если изначально говорилось «мы снарядимся пред сынами Израиля», то теперь Моше говорит «ступайте пред вашими братьями, сынами Израиля». Разница, на первый взгляд не существенная, однако в Торе нет лишних слов.
Ребе объясняет, что идти впереди можно по-разному. Можно идти вместе со всеми, но в первых рядах, а можно и отдельным отрядом впереди остальной армии. Когда представители двух колен вели переговоры с Моше, он еще думал, что войдет в Землю Израиля вместе со всем народом, а в этом случае захват происходил бы сверхъестественным путем. Поэтому Моше волновало не то, что армия Израиля будет слабее без двух колен, а то, что оставшись по ту сторону, они ослабят солидарность народа и охладят других к Святой Земле. Поэтому в тот момент от них требовалось идти вместе со всеми, только в первых радах, как знак солидарности и единства.
Когда Моше говорил об этом во второй раз, перед уходом из этого мира, он уже знал, что еврейский народ будет вынужден заходить в Землю Израиля без него, в результате чего захват будет происходить не так легко, потребуется сильная и многочисленная армия. Поэтому на этот раз Моше уже ставил акцент на военной ценности этих двух колен, особенно представителей колена Гада, которые были искусными воинами. Вот почему на этот раз Моше сказал: «ступайте пред вашими братьями, сынами Израиля» - тем самым он намекал, что эти два колена должны отделиться от остального народа, идти отдельным отрядом впереди еврейской армии, и ослаблять противника, нанося удары первыми.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм