Старый еврей дарит внуку ботинки:
– Возьми, Сёма, и носи аккуратно!
Через месяц Сёма прибегает к деду:
– Дед, твои ботинки порвались!
– Как, порвались?! Такую обувь испоганил! Мой отец эти ботинки десять лет носил, я – восемь лет носил, отец твой – шесть лет носил, а ты за один месяц уничтожил!
Как известно, кошерным животным считается только то, которое имеет раздвоенные копыта и отрыгивает жвачку. Интересно, что в недельной главе, подробно описывая признаки кошерности, Тора подчеркивает отдельно, что «всякое, ходящее на лапах своих, (то есть без копыт) - нечисто для вас». Эта фраза дает понять, что с точки зрения духовной чистоты есть определенный смысл не только в том, чтобы копыта были раздвоены, но и в самом их наличии.
Чтобы понять духовный смысл копыт, давайте разберемся, зачем нужны копыта вообще. Копыта являются для животных своеобразной обувью, позволяющей удобно передвигаться и защищающей их ноги от ударов и повреждений. Таким образом, отличие копытных животных от тех, кто ходит на лапах в том что у копытных есть своеобразная перегородка между ногами и землей.
Внутри каждого еврея тоже есть животная составляющая, которая поддерживает физическое существование в материальном мире. И чтобы жить, как настоящие евреи, необходимо, чтобы «животное» было кошерно, то есть чтобы материальная составляющая давала возможность реализовать себя духовно. И одно из условий этой кошерности – наличие копыт. Что значит иметь копыта для еврея?
Большую часть жизни мы проводим в контакте с материальным миром: занимаемся работой, ходим в магазин, читаем газеты. Для евреев важно не погрязнуть в земных заботах, и помнить, что это не то, ради чего мы живем, основная миссия еврея – наполнить жизнь духовным смыслом. Поэтому даже занимаясь неизбежными повседневными делами, еврей должен стараться держаться чуть-чуть выше земли, внутренне ощущать себя отделенными от этой материальной суеты.
Это и есть духовный смысл копыт – обуви, которая дает возможность ходить по земле, то есть заниматься мирскими делами, но при этом чувствовать себя несколько отделенным и слегка возвышенным над материальной поверхностью. Не зря в Талмуде сказано, что человек должен обязательно иметь обувь, даже если для этого придется продать дом.
Есть ситуации, когда еврею нельзя ходить в обуви. В Иерусалимском Храме, например, служение велось только босиком, существует также обычай снимать обувь на могиле у праведников. В таких местах сама земля освящена, поэтому нет нужды в перегородке между ногами и землей, но в обычном, обыденном мире ходить босиком – значит погрязнуть в нечистоте этого мира. Поэтому и сказано, что «всякое, ходящее на лапах своих – нечисто».
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм