- Это Вы называете мацой? Она такая твердая, что ее нельзя разломать, не то что укусить!
- Ну зачем такой шум? Если бы нашим предкам, когда они ходили по пустыне, предложили такую мацу, они были бы счастливы!
- Ну конечно! Когда они ходили по пустыне, эта маца была еще свежая!
Пасхальный седер – событие очень известное в еврейской традиции. Но вместе с тем в иудаизме трудно найти обряд, вызывающий столько вопросов. Полный загадочных символов, он зачастую воспринимается в большей мере, как старинная традиция, чем, как осмысленный ход событий.
Давайте же предпримем небольшую попытку проникнуть за занавес некоторых символов Песаха.
В пасхальный седер есть две важные заповеди: есть мацу и выпить четыре бокала вина. Четыре бокала вина символизируют четыре выражения, которыми Всевышний обещал освободить евреев из Египта: «И выведу… И спасу… И освобожу… И возьму…». Три мацы, которые кладутся на пасхальный стол, по одному из объяснений также символизируют упомянутые выражения, но только три из них: «И выведу…И спасу… И возьму…».
Чем же продиктовано данное различие, чем «провинилась» маца, что, в отличие от вина, не удостоилась иметь отношение к четвертому выражению, «И освобожу»?
Выход евреев из Египта имел определенный недостаток: сами они не приложили к своему освобождению никаких усилий, все было проделано рукой самого Всевышнего. Такое одностороннее избавление трудно назвать совершенным, потому что евреи, не прилагая к нему своих сил, не осознали во всей полноте его ценность. Вот такое, лишенное полноты ощущений, освобождение символизирует маца – сухая и пресная, лишенная вкуса. Поэтому и не применяется к ней четвертое выражение – «И освобожу», так как истинное освобождение требует большего.
Именно то, чего не хватает маце, символизирует вино. Бодрящее, богатое вкусом и ароматом, вино указывает на освобождение, которое вымучено долгими усилиями и поэтому его вкус ощущается в полной мере. Конечно, без Всевышнего тут тоже не обойтись, но на этот раз, проделав свою часть работы, евреи в полной мере осознают всю важность происходящего. Такое освобождение евреи ожидают в ближайшем будущем, с приходом Мошиаха, ради которого трудились десятки и сотни поколений.
Именно поэтому, когда выпивается четвертый бокал вина в пасхальный седер, провозглашается следующее: «В будущем году в Иерусалиме!»
Дай Б-г, чтобы уже в этом году Песах был отпразднован в отстроенном Иерусалиме. Уж тогда каждый элемент пасхального седера, бывший ранее, казалось бы, лишенным смысла и пресным, как маца, станет осознанным и приобретет глубокий и богатый вкус, как вино.
Шабат шалом!
Веселого и кошерного Песаха!
раввин Шломо Вильгельм.