Хаим приходит домой:
- Сара! Ты знаешь, я подписался на займ!
- А что такое займ?
- Ну, это государство одолжило у меня деньги.
- Ой, оно такое богатое, а ты такой бедный, зачем ты им дал?
- Понимаешь, они хотят строить социализм, а денег нет.
- Хаим, моя мама всегда говорила: "Нет денег - нечего строить!"
Глава Шмот повествует об истории порабощения евреев в Египте. Мудрецы обращают внимание, что эта глава начинается с повторного перечисления двенадцати сыновей Яакова, которые переселились жить в Египет. Эти имена нам хорошо известны, почему же Тора нашла необходимым упомянуть их заново? Мидраш объясняет, что в именах каждого из сыновей Яакова есть намек на грядущее освобождение из Египта, другими словами, само переселение в эту землю было для них подготовкой к грядущему великому Исходу. Таким образом, весь период египетского изгнания, включая страдания рабства, были этапами самого освобождения.
Для того, чтобы лучше понять эту идею, приведем следующий пример. Один старый подрядчик, много лет служивший в большой строительной компании, решил, что ему пора на пенсию. Занимаясь своим последним домом, он понял, что уже стар и потерял всякий интерес к работе. Он перестал обращать внимание на качество материалов, кривые стены больше не вызывали у него раздражения. Скверное настроение в полной мере отразилось на качестве дома и, закончив его, подрядчик отправился к директору фирмы и сообщил, что решил уйти на заслуженный отдых.
«Ну что ж, я с пониманием отношусь к твоему решению – ответил директор. Много лет ты верой и правдой служил нашей компании, благодаря твоей работе мы приобрели хорошую репутацию. Поэтому, в признательность за твой многолетний преданный труд, я хочу подарить тебе последний дом, который ты построил!». «Ах! Если бы я только знал…» - с досадой подумал подрядчик.
Освобождение из Египта было не просто долгожданным избавлением, после долгих лет страданий. Это освобождение строилось весь период пребывания евреев в Египте.
Наши мудрецы говорят, что египетское изгнание – корень всех последующих изгнаний еврейского народа, то есть его уроки актуальны и сегодня. Мы должны знать, что ожидаемое Избавление, приход Мошиаха – это не просто новая эра, которая изменит мир и принесет конец проблемам и страданиям. Эпоха Мошиаха строится уже сейчас: те трудности, которые мы преодолеваем, пытаясь жить по-еврейски, те заповеди, которые исполняем, не остаются лишь в духовном мире.
Придет день, когда мы увидим воочию, насколько значимыми и результативными были все наши усилия. Мы сможем увидеть свет, который внесли в этот мир и насладимся красотой Иерусалимского Храма, который мы строили в течение долгих лет изгнания.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм