- Рабинович, я у Вас компьютер купил. Так он умер.
- Ну и что?
- Так Вы же дали на него пожизненную гарантию!
- Ну правильно, раз умер - гарантия кончилась…
Переселившись в Египет, евреи не сразу стали рабами. Пока был жив Йосеф, который был вторым лицом в государстве, его семья чувствовала себя в Египте комфортно и безопасно. Со смертью Йосефа, отношение к евреям сильно изменилось, и уже спустя некоторое время, ранее привилегированный народ стал бесправным рабским племенем.
В отличие от Яакова, который настаивал, чтобы после смерти его немедленно вынесли из Египта и похоронили в Земле Израиля, Йосеф покидая этот мир, остался лежать в Египте все время пока там жили евреи и заповедовал вынести его тело при будущем исходе.
Почему тело Йосефа должно было остаться в Египте? Возможно это можно объяснить на примере притчи о старике, который каждый день ходил к колодцу, набирая два горшка воды. Один из горшков был уже очень старым и протекал. Однажды спросил ветхий горшок у водоноса: «Зачем я тебе такой нужен? Ведь по дороге домой вода из моей трещины просачивается на землю и у тебя остается лишь полгоршка!». «Когда мы следующий раз пойдем набирать воду, я тебе все объясню» - ответил старик.
Возвращаясь в очередной раз от колодца, водонос обратился к горшку: «Посмотри на эти прекрасные цветы, которые растут вдоль дороги. Знаешь, я ведь уже тоже очень стар и мне тяжело носить воду. Но каждый раз, глядя на эти цветы, я чувствую в себе силы продолжать свой нелегкий труд. Так вот знай, эти цветы растут благодаря той воде, которая просачивается из твоей трещины!»
Йосеф знал, что евреям в Египте предстоит пережить тяготы рабства. Но знал он и то, что в один прекрасный день этот трагический период закончится и его народ выйдет из Египта и вернется домой, в Землю Израиля. Поэтому он не опасался быть навеки погребенным в чужой земле. Придет время – обещал он своим братьям-евреям – и вы возьмете мое тело с собой, выходя отсюда.
Забальзамированное тело Йосефа, оставшееся в Египте, не могло спасти евреев от рабства. Казалось бы, его умершее тело может быть лишь болезненным напоминанием о том, что все благополучие евреев умерло вместе с Йосефом. Однако случилось так, что именно безжизненное тело, оставшееся в Египте, было свое рода гарантией и напоминанием о том, что египетское рабство не будет вечным. И это давало нашему народу силы побеждать безысходность и отчаяние, выживать и оставаться евреями.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм.