Printed fromfjc.org.ua
ב"ה

Где логика? Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 09. Сентябрь, 2011 - 7:29

ШВ.jpgДва религиозных еврея идут по улице в субботу. Мимо проезжает такси, за которым гонится их общий знакомый.
- Вот это да! - говорит один, - никогда бы не думал, что реб Хаим способен нарушить субботу!
-  Может, у него серьезная причина гнаться за такси. Например, его жена должна родить...
- Она родила на прошлой неделе! Кроме того, он сам врач.
- Может его срочно вызвали на работу в больницу!
- Больница от него в двух шагах! Да и стал бы он надевать свой лучший галстук, идя на работу в больницу!
- А я и не заметил его галстук.
- Как ты мог его не заметить? Он же был прижат багажником того такси!

Недельная глава, «Ки теце» – самая насыщенная по числу заповедей: из 613 заповедей Торы в ней приводится 74. Эти заповеди охватывают разные области. Многие из них определяют отношения между людьми, но есть и такие, которые связаны со служением Б-гу; есть тут законы, которые кажутся логичными, но встречаются и такие, смысл которых трудно понять. Тот факт, что Тора перечисляет все эти заповеди в одной главе – конечно, не случаен. Что же их объединяет между собой?

На этот вопрос есть немало сложных и мудрых ответов, но мы остановимся на самом простом: их объединяет то, что это заповеди Б-га. Ответ прост, но очень поучителен.

Нередко человек склонен смотреть на заповеди Торы через призму личного восприятия: какие-то законы ему кажутся моральными принципами, другие – законодательными, третьи – религиозными. Но при таком подходе невольно сталкиваешься с противоречиями. Например, в недельной главе приводится запрет уничтожать фруктовые деревья в Земле Израиля, но при этом Тора приказывает убивать все местное население. Тора говорит о том, что нужно благосклонно относиться к пришельцам, даже если они потомки египтян, угнетавших евреев, а с другой стороны - вечно помнить о злодействе амалекитян и стереть их память.

Тот, кто ищет в Торе мораль найдет заповеди, которые не соответствуют его представлению о морали, тот, кто ищет справедливость, увидит законы, которые покажутся ему несправедливыми. И тогда человек может решить для себя, что какие-то заповеди он считает важными, а какие-то – нет, одни законы ему кажутся актуальными, а другие – устаревшими. И, к сожалению, такие попытки реформировать иудаизм и Тору, подстроить их под личное восприятие современного человека, предпринимались евреями в последних поколениях.

Должны ли мы искать логику в Торе? Однажды у рабби Мендла из Коцка спросили, как можно понять жестокость Всевышнего, на что он ответил: «Я не готов служить Б-гу, которого может понять любой смертный». Да, мы обязаны изучать Тору и стремиться понять, на сколько это возможно, ее глубины и тайны. Но в конечном счете, мы не сможем постичь в полной мере, что стоит за той или иной заповедью. Поэтому в нашей главе Тора приводит различные не связанные между собой заповеди, тем самым намекая что мы не должны делить заповеди на более важные и менее важные, понятные и не понятные. Все заповеди в равной степени связывает нас с Б-гом. Поэтому не логика, не мораль и не справедливость, а связь с Всевышним – это единственная причина по которой мы соблюдаем Тору.

Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм

Выпуск посвящен памяти моей матери, Зисл Ханы бас Ехиель Яаков, да будет душа ее пребывать в раю.

Комментарии: Где логика? Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев