Printed from fjc.org.ua

Идти и действовать. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 17. Июнь, 2011 - 6:27

Табличка на стене в отделе компьютерной поддержки:
«Теория - это когда вы знаете всё, но ничего не работает.
Практика - это когда всё работает, но никто не знает почему.
Здесь мы совмещаем теорию и практику - ничего не работает и никто не знает почему!".

«Путь в ад устелен благими намерениями» - гласит народная пословица. Герои недельной главы, еврейские разведчики, посланные в Землю Израиля, возвратившись в пустыню, сообщают народу свои выводы – по их мнению евреи не смогут одолеть племена, населяющие Землю Обетованную. Это заявление вводит народ в отчаяние, евреи теряют веру в помощь Свыше и за это Всевышний наказывает их сорокалетним скитанием по пустыне.

Хасидизм объясняет, что в стремлении отговорить народ от захвата Земли Израиля, разведчиками двигали исключительно святые побуждения. В пустыне евреи не были утруждены материальными заботами, они получали пищу с неба и даже одежду им не было нужды стирать, она очищалась облаками окружавшими их. Благодаря таким условиям, в пустыне евреи были сосредоточены только на постижении Торы и духовном самосовершенствовании.   

В Талмуде приводится повествование мудреца по имени Раба бар бар Хана, где он в аллегорической форме рассказывает, как однажды ему показали людей из поколения, умершего в пустыне. Он описывает их, как пьяных великанов, лежащих на спине. Мудрец отрезал у одного из них кисть цицит и хотел взять с собой, но после этого он не смог сдвинуться с места. Ему объяснили, что тот, кто берет что-либо от этих людей не может идти, поэтому мудрецу пришлось вернуть кисть, чтобы уйти оттуда.

Любавический Ребе объясняет этот загадочный отрывок следующим образом. Евреи из поколения пустыни были великанами в духовном смысле – они видели великие чудеса при выходе из Египта, перед ними разошлось Красное море, они слышали голос Б-га возле горы Синай и учили Тору от самого Моше. Они были опьянены духовностью и оторваны от реальности этого мира. Их кругозор не был связан с физическим миром и был обращен лишь к высоким материям, поэтому они описаны лежащими на спине, лицом вверх.

Разведчики понимали, что войдя в Землю Израиля народу придется упасть на землю и «протрезветь»: нужно будет воевать, обустраивать государство, строить дома, пахать и сеять. Поэтому они решили отговорить народ от этого шага. И в этом была их трагическая ошибка. Одними размышлениями и духовными изысканиями человек не может реально сдвинуться в духовном росте,  и поэтому в рассказе Рабы бар бар Ханы тот, кто берет что-то у людей из поколения пустыни, стоит на месте и не может идти. Всевышний не хочет, чтобы еврей жил как ангел, в отрыве от физического мира, он должен воплощать свою духовность в реальных действиях, освящая  материальный мир.

Сегодня также нередко приходится встречать людей, которые живо интересуются иудаизмом, размышляют о прочитаных еврейских книгах и углубляются в еврейскую философию. С ними интересно поговорить, но весь их духовный мир остается лишь на уровне мышления и разговоров. А с таким грузом далеко не уйдешь.

Шабат шалом!

раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Идти и действовать. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев