Printed from fjc.org.ua

Единство и борьба противоположностей. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 25. Март, 2011 - 7:46

ШВ.jpgИзя устроился страховым агентом и уговаривает клиента застраховаться:
— Если, к примеру, вы сломаете руку, то получите двести рублей. Сломаете ногу — триста. А уж если вам посчастливится сломать хребет… Ну, тогда вы — богач!

Как быстро летит время! Только недавно мы отпраздновали Пурим, а на горизонте виднеется уже новый месяц – Нисан, с наступлением которого мы с головой погрузимся в приготовления к великому празднику нашего освобождения – Песаху.  

Первое напоминание об этом мы получим уже в эту субботу, когда будем читать в Торе изложение закона о рыжей корове. Во времена Храма существовал необычный обряд, целью которого было очистить людей, которые стали ритуально нечисты из-за контакта с мертвыми. Сжигали рыжую корову, пепел разводили водой и, окропив человека полученной смесью, восстанавливали его ритуальную чистоту.

Какое же отношение к Песаху имеет все это, спросите вы. Дело в том, что в Песах каждый еврей обязан был принести в Храме особенную пасхальную жертву, а для этого нужно было обязательно быть ритуально чистым. И хотя в наше время не приносятся жертвы, да и законы о ритуальной чистоте почти не действуют, мы верим, что с приходом Мошиаха, все станет как прежде. А пока мы читаем отрывки из Торы об этих законах, что помогает нам внести их в нашу жизнь на определенном уровне. Поэтому отрывок об очищении от ритуальной нечистоты читается в преддверии Песаха.

Заповедь о рыжей корове в своем роде уникальна. Упоминая о ней, Тора говорит: «Вот закон Торы!». Хотя у нас, слава Б-гу, есть целых 613 заповедей, и все они – закон Торы, но сама Тора свом законом называет именно эту. Почему? Это мы и попытаемся выяснить.

Закон о рыжей корове считается настолько сложным, что даже царь Соломон, самый мудрый из людей, не смог докопаться до его смысла. Одна из «неясностей» этого закона заключается в некоем парадоксе: приготавливаемая для очищения смесь делала нечистыми всех, кто ее готовил, но очищала тех, для кого ее делали. Таким образом, в ней совмещались противоположные качества. Да и приготовление ее было связано с двумя противоположными стихиями: огнем и водой.

Хасидизм объясняет, что вода и огонь – это два разных стремления в жизни. Вода – тяготение к умиротворенности, спокойствию, приземленности. Это влечение ведет человека к желанию получать больше удовлетворения от этого мира, быть привязанным к тому месту, где ты находишься.

Огонь, в противоположность этому, - неспокоен, стремится вверх, пытаясь оторваться от фитиля. Поэтому качества огня – это постоянная борьба, неудовлетворенность теперешним положением, стремление вырваться, подняться выше. Это свойство заставляет нас чувствовать постоянную жажду вырваться из рамок этого мира, приблизится к Б-гу, к духовности, которой нам так не хватает здесь.

Тора требует от еврея сочетать в себе оба этих качества: с одной стороны ему нельзя удовлетворяться лишь материальным миром, он должен постоянно стремиться к духовности, к близости к Б-гу. Но с другой стороны, даже в таком стремлении нельзя полностью отрываться от этого мира, убегать от него. Нужно помнить, что наша миссия жить здесь и делать этот мир лучше.

Так должен жить еврей, сочетая в себе два противоположных стремления – огня и воды. Поэтому про заповедь о рыжей корове и сказано: «Вот закон Торы!» - вот это и есть то, чего хочет от тебя Тора, умей сочетать в себе противоположные аспекты, как эта корова. Именно умение сочетать противоположности помогло нам сохранять чувство юмора среди бесчисленных погромов, и оставаться богатыми даже при повальной нищете. Нам даны на это силы, так как евреи, будучи частичкой безграничного Б-га, выше всяких ограничений.

Шабат шалом!

р. Шломо Вильгельм

Комментарии: Единство и борьба противоположностей. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев