Совершаете ли вы жертвоприношения? Этот вопрос кажется сегодня неактуальным, и даже диковатым, хотя жертвоприношение является одним из основополагающих обрядов в иудаизме, и лишь отсутствие Иерусалимского Храма не дает нам возможности его совершать.
Недельная глава детально описывает различные виды жертвоприношений. В качестве жертвы человек мог принести в Храм крупный или мелкий рогатый скот, а тот, у кого не было материальной возможности, мог принести голубя или даже муку с оливковым маслом, которая также сжигалась на жертвеннике.
В Талмуде говорится еще про один вид жертвы – «жертвоприношение дров». Когда евреи вернулись из Вавилонского изгнания и возобновили службу в Храме, была острая нехватка дров. И тогда нашлись восемь семей, которые дали собственные дрова в Храм, и с тех пор эти семьи получили привилегию из года в год приносить дрова для храмового служения, причем те дни, когда они совершали это приношение, считались праздничными.
На первый взгляд, дрова играли довольно второстепенную, техническую роль в Храме - на них сжигались жертвоприношения. Почему же сами дрова называются жертвой, а их приношение считается праздником?
Как известно, жертвоприношение было не просто ритуалом, за этим действием должна была стоять духовная работа еврея. На глубоком уровне, жертва должна была выражать процесс самопожертвования человека ради Всевышнего. Дрова в древние времена были основой человеческого существования, они согревали и на них готовилась пища, поэтому поступок тех семей, которые отдали собственные дрова на служение в Храме, выражал их истинное самопожертвование, поэтому их приношение имело особую ценность.
Но было еще одно важное достоинство в приношении дров. Когда человек приносил в жертву животное, он мог ощущать в полноте чувство собственного удовлетворения: его жертва приносилась в торжественной обстановке, часть ее съедали священнослужители, а часть он мог съесть и сам. А что дрова? На них никто не обращал внимание, от них даже не исходил благовонный запах, они просто сгорали, выполняя свою техническую роль. Поэтому человек, жертвовавший в Храм дрова не мог рассчитывать получить чувство удовлетворения от этого приношения, он приносил дрова без капли эгоистических чувств, только ради служения Всевышнему, и такая жертва была достойна особого отношения.
Сегодня неким подобием жертвоприношений в Храме являются пожертвования еврея на «маленький Храм» - синагогу, на нужды еврейской общины. Тем, кто жертвует, всегда приятно видеть живой результат своего доброго дела: им приятно видеть лица сытых детей из бедных семей или построенные за их счет синагоги. Но в таком пожертвовании, как в приношении жирного быка в Храме, есть своя капля эгоизма. Значительно более ценна готовность пожертвовать на «невидимые», технические нужды: на коммунальные расходы или зарплаты техперсоналу. Как и жертва дров, такое пожертвование – это больше, чем лишь материальная отдача. Это жертвование своими интересами, своим эгоизмом, собственным «я».
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм