Printed from fjc.org.ua

Усилия и находки. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 04. Март, 2011 - 7:13

ШВ.jpg- Господин Голдберг, расскажите, как вы стали миллионером?
- Ну, когда я впервые попал в Америку, у меня было 10 центов. Я купил на них два яблока, вымыл их и продал за 20 центов. За эти 20 центов я купил четыре яблока, вымыл и продал за 40 центов.
- А потом?
- А потом умер мой дядя и оставил мне миллион долларов.

Семь дней длился «курс молодого служителя Храма», который Моше устроил будущим священнослужителем перед тем, как Мишкан, переносной Храм, начал функционировать. Каждый из этих семи дней Мишкан заново собирался под руководством Моше, и он обучал Аарона и его сыновей вести храмовую службу. На восьмой день должно было состояться освящение Мишкана, и в этот день, по указанию Вс-вышнего, Моше должен был возвести Храм сам. «Как мне самому собрать такое огромное строение?!» - недоумевал Моше. Тогда Б-г сказал ему: «Ты только приложи руку к его сооружению, и Мишкан соберется сам!»

Почему в день освящения Храма Моше не мог взять помощников для его возведения, как мог делать в предыдущие семь дней? Разницу понять несложно: в предыдущие дни Мишкан возводился лишь для обучения и не был еще настоящим Храмом, поэтому и сборка его происходила естественным путем. На восьмой же день этому сооружению предстояло стать местом обитания Всевышнего, и чтобы стать таковым, сам Б-г должен был должен был участвовать в его сооружении. Поэтому не случайно Мишкан освятили именно на восьмой день, так как в отличие от числа семь, которое символизирует природный цикл (семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот), число восемь связано со сверхъестественными силами.         

Но есть одна деталь, на которую стоит обратить внимание: если Храм должен был быть возведен с помощью сверхприродной Б-жественной силы, он мог бы собраться чудесным образом и без участия Моше, однако мы видим, что Моше все же должен был приложить руку к его сооружению. Из этого факта мы можем выучить важный урок.

Известно выражение из Талмуда: «Если человек говорит: «Я прилагал усилия и не нашел» - не верь ему, «не прилагал усилия и нашел» - тоже не верь ему, только если скажет «я прилагал усилия и нашел» - верь ему!». Интересно, что Талмуд говорит именно: «прилагал усилия и нашел», а не «прилагал усилия и добился» или «прилагал усилия и достиг», хотя «нашел» - тут, на первый взгляд, не самое подходящее слово, ведь находка обычно не является результатом усилий, человек может найти что-то очень ценное совершенно неожиданно.

Поэтому эту фразу «прилагал усилия – и нашел» можно объяснить следующим образом: когда человек выполняет Б-гоугодное дело, то результат может быть несоизмеримо больше, чем усилия, которые он приложил, настолько, что этот результат в большей степени похож на подарок Свыше, находку. Это же случилось и с Моше – в результате его небольшого усилия, огромное сооружение, Мишкан, воздвиглось само.

Конечно, чтобы наши дела давали такой неожиданный результат, нужно благословение свыше. Такое благословение может быть в деньгах, вложенных в дело, если они заработаны честно и не в субботу, и часть из них отдана на помощь нуждающимся, а может быть в поступках, которые соответствуют Торе. Приложите к этому руку, остальное оставьте Вс-вышнему.

Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Усилия и находки. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев