Printed from fjc.org.ua

Раввин – коммунист: миф или реальность?

Четверг, 17. Июнь, 2010 - 9:45

ШВ.jpg- Василий Иваныч, а пpи коммунизме деньги будут?
- Hет, Петька, ну какие же деньги пpи коммунизме?
- Hу вот... Сейчас денег нет, пpи коммунизме не будет. А когда же
  они будут-то?

Центральная тема нашей главы - история о Корахе, известном бунтовщике и борце за равенство, который восстал против Моше и Аарона, выступая против их высокого положения. Взгляды Кораха часто трактуются как зачаток коммунистических идей, и действительно можно провести ряд параллелей, которые говорят в пользу этого.

Что плохого в коммунизме? Идея о построении общества, где все равны и нет нуждающихся, сама по себе прекрасна, но мне, как раввину, мешает тот факт, что эта идея основана исключительно на материализме и атеизме. Разве нельзя построить коммунистическое общество с духовными ценностями и верой в Б-га? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Интересно, что в истории с Корахом решающую роль сыграл именно материализм. Нет, в отличие от идеологов коммунизма, Корах не был атеистом и верил в Б-га, однако он исповедовал «материалистические» взгляды на служение Творцу.

Как известно, подавляющее большинство заповедей Торы сосредоточены на предметах материального мира: существует множество законов о различных работах в Храме, об обработке земли, об имущественных и уголовных делах. Эти заповеди требуют именно физического исполнения и формально считаются выполненными даже если человек не осознает их духовного содержания. «Действительно, - рассуждал Корах – Моше и Аарон стоят значительно выше других по уровню духовности и познаний, но если вся суть именно в физическом исполнении заповедей, то в этом они ничем не отличаются от остальных евреев».  

В своих рассуждениях Корах подался в крайности, придав слишком много внимания материальному фактору, и в этом была его ошибка. Ведь при всей важности физического исполнения закона, нельзя пренебрегать и тем духовным воодушевлением и чувством связи с Б-гом, которое должно сопутствовать выполнению заповеди. И если в техническом исполнении тех или иных действий людей можно считать равными, то в развитии духовных качеств нельзя равнять всех под одну гребенку, ведь духовный уровень - понятие индивидуальное для каждого человека. Духовный рост зависит не только от усердия, но и от врожденных особенностей души человека и той миссии, которая возложена на нее свыше.

Идеологи коммунизма понимали, что общество живущее духовными ценностями невозможно уровнять и поэтому настаивали, чтобы их идеи всеобщего равенства воплощались именно в обществе лишенном духовности. Стандартом этого равенства должен был стать именно пролетариат - рабочие и крестьяне, ведь в простом, техническом труде людей действительно легко уровнять.

Идеи коммунизма не оправдали себя: диктатура пролетариата быстро превратилась в диктатуру партийных работников далеких от простых трудящихся, да и в «искренних намерениях» Кораха оказалось слишком много личных амбиций и интересов. Значит ли это, что мы не верим в идеальное общество? Отнюдь нет: мы верим, что человечество станет идеальным, но случится это только с приходом Мошиаха, ведь равны мы можем быть только перед Б-гом.

       Шабат шалом!

       раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Раввин – коммунист: миф или реальность?
Нет добавленных комментариев