В этом году Новый год Хасидизма начинается вечером 18 декабря и продолжается до захода солнца 19 декабря.
В этот день, 19 Кислева 5559 года (16 ноября 1798), был освобожден из Петропавловской крепости рабби Шнеур-Залман из Ляд — Алтер Ребе, создатель учения Хабад (аббревиатура слов Хохма — мудрость, Бина — понимание, Даат — знание). Первый Ребе, положивший начало Любавичскому движению, находился в заточении 53 дня. По клеветническому доносу его обвиняли в государственной измене, подрывной деятельности и шпионаже в пользу Турции. Специальная комиссия, созданная для расследования дела «опасного преступника», отвергла все эти обвинения, признала Алтер Ребе полностью невиновным. Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Павел I нашел возможность встретиться с еврейским мудрецом и проникся к нему глубоким уважением.
Освобождение Алтер Ребе вот уже почти два столетия отмечается евреями во всем мире как официальное признание Хасидизма, как день рождения движения Хабад, Новый год Хасидизма.
Рабби ШНЕУР-ЗАЛМАН ИЗ ЛЯД — АЛТЕР РЕБЕ родился в Лиозно Могилевской губернии в 1747 году; умер в деревне Пены возле Курска, похоронен в Гадячах Полтавской губернии 28 декабря 1812 года.
Очень рано обнаружив удивительные способности, рабби Шнеур-Залман был отдан своим отцом в школу местного талмудиста рабби Иссара-Бера Любавичского, но рабби Иссар-Бер отказался бытъ преподавателем юного Шнеура, превосходившего его своими познаниями. Слава о Шнеуре распространилась вскоре далеко за пределы его родины. Пятнадцати лет от роду Шнеур, женившись, переселяется в Витебск, где продолжает изучать Талмуд и талмудическую литературу. В восемнадцать лет он заканчивает Талмуд и важнейшие кодексы и углубляется в изучение Каббалы, ведя аскетический образ жизни. Эта эпоха в жизни Шнеура-Залмана совпала с распространением Хасидизма в Литве и Белоруссии.
В 1768 году рабби Шнеур-Залман направился в Межерич, где был ласково принят рабби Дов-Бером — Межеричским Магидом. Кроме обычных лекций, которые читались Дов-Бером перед аудиторией избранных учеников, рабби Шнеур был удостоен слушать специальные лекции, на которых присутствовал также сын рабби Дов-Бера рабби Авраам Малах. За исключением кратковременной отлучки в Витебск, рабби Шнеур-Залман пробыл в Межериче почти до самой кончины рабби Дов- Бера.
По поручению своего учителя, около 1770 года рабби Шнеур приступил к составлению кодекса («Шульхан Арух а-Рав»), в котором все правила религиозно-ритуальной жизни были бы изложены сжато, кратко и мотивированы с устранением разногласий между авторитетами. В 1773 году Шнеур-Залманом была закончена обширная часть этого кодекса.
Пробыв около года в Аннополе со своим другом рабби Авраамом Малахом, рабби Шнеур-Залман вернулся в Витебск. Но по настоянию хасидской общины он поселился в Могилеве, где пробыл около пяти лет. В 1782 году рабби Шнеур-Залман переселился в Лиозно. К 1792 г. число его последователей достигло почти 10000 человек Необычайная энергия, грандиозный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения и обаяние его личности — все это способствовало тому, что рабби Шнеур в скором времени занял первенствующее положение в хасидском движении и стал пользоваться исключительным влиянием на хасидов.
В 1798 г., за распространение созданного им учения Хабад, по доносам противников Хасидизма ( «миснагдим» — от слова «негед» — против), Алтер Ребе был заключен в Петропавловскую крепость. Освобождение Алтер Ребе означало официальное признание Хасидизма в Российской империи, и с той поры исчезли последние преграды на его пути.
В 1801 году, после освобождения из-под вторичного ареста по наветам своих противников, он переселился в местечко Ляды, где отдался всецело научным работам, заботам об упорядочении хасидских общин и духовному руководству своими последователями.
Во время Отечественной войны 1812 г. рабби Шнеур-Залман, опасавшийся, что с победой Наполеона над Россией сокрушатся устои Иудаизма, проявил необыкновенную энергию в организации военных разведчиков из евреев. Вместе с русскими войсками рабби Шнеур отступал до Курска, где в селе Пены Сумского уезда Курской губернии умер.
В истории еврейской религиозной мысли имя рабби Шнеур-Залмана отмечено как основателя хасидской системы ХАБАД, придавшей Хасидизму характер философского и систематического учения и автора книги «Тания», называемой Торой Хасидизма.
Из беседы Любавичского Ребе 19-го Кислева 5718 (1957) года.
…Предыдущий Ребе, мой тесть, рассказывал: когда Алтер Ребе сидел в заключении, его следователем был заместитель министра, глубоко знавший ТаНаХ и также знавший вопросы еврейства. Среди вопросов, которые он задал Алтер Ребе, был такой: есть стих «И воззвал Б-г Всесильный к Адаму и сказал: »Где ты?«. Разве Всевышний не знал, где находится первый человек? Почему Он спросил человека: »Где ты?«. Алтер Ребе ответил ему согласно комментарию Раши. Тогда министр сказал, что он знает комментарий Раши и хочет услышать, как сам Алтер Ребе толкует буквальный смысл этого стиха. Алтер Ребе ответил ему: «Когда человеку столько-то лет (и он назвал точный возраст министра), Всевышний спрашивает его: »Где ты?«. Знаешь ли ты, зачем ты сотворен на этом свете, что ты должен сделать и что ты сделал? ".
Предыдущий Ребе, мой тесть, сделал из этого происшествия следующий вывод: ответ Алтер Ребе заместителю министра спас его (Ребе) от «клот ѓанефеш», исхода души из тела, так как Алтер Ребе находился в состоянии великой радости от того, что он удостоился сидеть в заключении и отдавать жизнь за Учение Бааль- Шем-Това и Межиричского Магида, он испытывал от этого величайшее наслаждение, вплоть до исхода души из тела. Когда же он задумался о том, что Всевышний спрашивает каждого человека «Где ты?», сделал ли человек то, что он должен был сделать, это подействовало на него так, что он понял, что нужно оставаться на земле, чтобы душа его оставалась в теле и он мог выполнить все то, ради чего его душа снизошла в этот мир…
…То, что произошло с нашими святыми руководителями и учителями и затем было нам передано Рабеим, главами поколений, является указанием их пастве, хасидской общине, а через них и всем евреям. Каждый еврей должен знать, что вопрос «Где ты?» постоянно задается каждому человеку, как самому великому, так и самому незначительному, однако вопрос этот задается каждому в соответствии с тем, что составляет его суть. Этот вопрос требует от каждого избежать «исхода души из тела», в том смысле, который имеется в виду в стихе о сыновьях Аарона: «…когда они предстали перед Б-гом и умерли». Человек должен исполнять свою миссию и свое служение здесь, на земле, чтобы осуществить цель сотворения — создание «жилища для Б-га» в нижней реальности. Для одного человека вопрос «Где ты?» может означать требование, чтобы он не предавался жажде удовольствий и тому подобному, из-за чего он может совсем опуститься. Он должен делать великие усилия, чтобы изучатьТору и исполнять ее веления. Другому это требование может придавать силы для исполнения его особой миссии и достижения замысла, ради которого он сотворен, а также для того, чтобы он исполнял это все с радостью и добротой сердечной.
Связь вопроса «Где ты?» с заключением Алтер Ребе можно, очевидно, объяснить следующим образом: причиной ареста Алтер Ребе было нежелание Свыше раскрывать тайны Торы — Учение Хасидизма, — как это было в то время. Алтер Ребе раскрывал и сообщал людям тайны тайн Торы. Он перенес их в разум, интеллектуальные способности (хохма, бина, даат) Б-жественной души, а тем самым это знание спускается и в сферу интеллектуальных способностей (хохма, бина, даат рациональной души) и животной души до такой степени, что это пронизывает также и материальное тело. Однако это вызвало обвинение (со стороны противника) Наверху, что выразилось в аресте Алтер Ребе внизу.
Так, и победа, и освобождение, происшедшие здесь, внизу, произошли потому, что Наверху было дано на это разрешение, то есть дана была способность и обязывающее веление раскрывать человеческому разуму тайны тайн Торы, которые были до того утаены. А в силу этого здесь, внизу, произошло освобождение Алтер Ребе и распространение Учения Хасидизма.
Но каким образом возможно, чтобы тайны тайн Торы оказались внутренне принятыми разумом человека? Ведь тайны тайн должны действовать на душу так, что она изойдет из тела, то есть произойдет нечто противоположное внутреннему интеллектуальному усвоению? Когда Алтер Ребе, находясь в состоянии исхода души, то услышал «Где ты?», — а этот вопрос, раздающийся свыше, говорит человеку: исполнил ли ты цель своего назначения как сотворенного, которая заключается в том, чтобы создать «жилище Ему, Благословенному, в нижней реальности», и само это создает потенциальную возможность, чтобы физические вещи, в том состоянии, в каком они существуют, становились местом пребывания, «жилищем» Сущности Б-га.
Это уничтожило все ограничения и препятствия, ибо, когда это делают не сами своей силой, а как посланники (Всевышнего), а также в силу того, что называется «Где ты?», а это — Сущность Б-га, для Которого нет ничего невозможного, и Который сводит к единому противоположности, тем самым выявляют и скрытую часть Торы так, чтобы она стала явно раскрытой, а это пробуждает и раскрывает скрытую часть души человека, связанную со скрытым аспектом Всевышнего.