49-дневный период между праздниками Песах и Шавуот называется временем счета омера (сфират ѓа-омер). Дни счета омера имеют траурный оттенок в знак скорби по 24 тысячам учеников рабби Акивы, умершим в этот период от эпидемии, поэтому все эти дни не стригутся, не играют свадеб и не устраивают увеселений. Единственное послабление выпадает на 33-й день счета, в праздник, который так и называют Лаг ба-Омер (33-й день омера).
В этот день еврейский мир отмечает йорцайт (годовщину ухода из этого мира) одного из величайших еврейских мудрецов и каббалистов — рабби Шимона бар Йохая.
В день своего ухода (18 ияра, 33-й день счета омера) рабби Шимон собрал своих учеников и провел с ними урок, в котором открыл им самые глубокие тайны Торы. После окончания урока он попросил их не печалиться по поводу его ухода, потому что сегодня он поднялся на вершину, к которой шел всю жизнь. Второй его просьбой было — в этот день, в память о нем, зажигать костры.
Исполняя просьбы праведника одесские евреи (впрочем, как и евреи всего мира) отметили этот день с радостью, весельем и светом костров.
Праздник начался вечером 6 мая. По традиции первый (и самый большой) лаг ба-омеровский костер одесситы зажгли во дворе еврейской школы на ул. Водопроводной. Собравшиеся вокруг весело стрелявшего в черное небо снопами искр пламени взрослые и дети радовались в полном соответствии с волей праведного рабби Шимона, танцевали и пели специальные лаг-ба-омерские песни, а также, следуя хасидскому обычаю, бросали в костер свечи, дабы тем самым добавить в мире света.
Затем последовало традиционное угощение — шашлыки, после которых танцы возобновились с новой силой и продолжались до глубокой ночи.
К сожаленью, не всем участникам этого замечательного действия удалось досидеть и дотанцевать до самого конца — некоторых отправили домой спать строгие мамы, потому что с утра многих юных участников этой «вечеринки» ждала очень напряженная и насыщенная программа.
Утром 7 мая дети из детского сада общины и школы «Хабад-Ор Авнер» вместе с родителями собрались на территории спортивного лагеря «Буревестник» Педагогического университета и принялись веселиться, благо территория и программа праздника позволяли оторваться по полной. Можно было съезжать с надувных горок, мчаться на сегвее, играть с мячом, просто носиться по зеленой травке на свежем морском воздухе, отвечать на каверзные вопросы и получать призы (впрочем, для тех, кто ходит в еврейские садик и школу вопросы были не такие уж и сложные), кушать сколько угодно сладкой ваты, а в конце праздника с аппетитом уплести вкуснейший шашлык, а также попеть и поплясать вокруг костра. Так должно было быть.
К сожаленью, погода внесла свои коррективы и прямо посреди катаний, гуляний, игр и сладкой ваты внезапно хлынул ливень. Так что шашлыки и костер пришлось отложить на следующий раз. Рабби Шимон ведь просил, чтобы костры в память о нем зажигали каждый год.