Printed from fjc.org.ua

15 Ава - день любви, радости и умиротворения.

Понедельник, 11. Август, 2014 - 5:10

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля праздников веселее, чем Пятнадцатое ава и Йом Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему праздник Пятнадцатое ава по значению своему превосходит все остальные. Вот лишь некоторые из них.

В этот день люди поколения Исхода перестали умирать. Поколение, вышедшее из Египта, было обречено на гибель в пустыне из-за греха разведчиков. В течение сорокалетнего скитания по пустыне, каждый год на девятый день месяца ава кто-нибудь из этого поколения умирал. На сороковой же год все остались живы. Евреи решили, что ошиблись в подсчете дней, и когда Пятнадцатого ава увидели, что никто не умирает, то поняли, что сорокалетнее наказание закончилось, и стали отмечать этот день как праздник.

В этот день мужам колена Биньямина было разрешено вступать в брак с женщинами из других колен (после драматических событий в Гиве, Шофтим, 19-21). Вследствие этого события остальные колена Израиля опрометчиво поклялись: «Никто из нас не отдаст свою дочь замуж в колено Биньямина». В результате возникла угроза самому существованию Биньяминова колена. Этот бойкот был отменен Пятнадцатого ава. А с течением времени, говорит Мишна, стало обычаем начинать сватовство именно в этот день.

В этот день Ошеа Бен Эла снял посты, установленные на дорогах Иеровамом Бен Навотом для того, чтобы не разрешать сынам Израилевым совершать по праздникам паломничество в Иерусалим. После смерти царя Шломо Йеровам Бен Навот поднял восстание и, расколов страну надвое, стал править десятью коленами (Израильское царство), в то время как сын царя Шломо правил двумя другими коленами (Иудея). Согласно обычаю, евреи, по крайней мере, трижды в год совершали паломничество в Бейт а-Микдаш (священный Храм, который находился в Иерусалиме, в Иудее). Йеровам, опасаясь, что эти паломничества закончатся уходом людей из его царства в Иудею, учредил в своем государстве языческие культы и установил на ведущих в Иерусалим дорогах посты. Впоследствии последний царь израильский Оше Бен Эла в день 15 ава снял эти посты и отменил запрет на паломничество в Иерусалим.

В этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре. Хорошо укрепленный Бейтар был одним из последних городов, захваченный римлянами в ходе завоевания Святой земли. Когда Бейтар, в конце концов, пал, римляне запретили хоронить погибших защитников города. Запрет этот был снят 15 ава.

В этот день во времена Храма прекращали рубить дрова, заготавливаемые для храмовых жертвоприношений. Пятнадцатого ава заканчивали заготовку дров для жертвенника в Храме, о котором Тора говорит:«Постоянный огонь, зажженный на жертвеннике, не должен погаснуть». В начале эпохи Второго храма большая часть земли Израиля была опустошена и задача заготовки дров для жертвенника была почти невыполнимой. Народ, однако, снабжал храм дровами, что зачастую было связано со смертельной опасностью. Те, кто доставлял собранные дрова в Храм, удостаивались возможности принести Вс-вышнему благодарственную жертву под названием «корбан эцим» («жертвоприношение дров»). Последним днем заготовки дров для жертвенника было 15 ава, потому что с этого дня жара начинала спадать. Дело в том, что на жертвенник можно было приносить только такие дрова, в которых нет червяков, а с 15 ава вероятность их наличия в дровах увеличивалась — повышалась влажность, а ночи становились холоднее. Следовательно, Пятнадцатое ава было, ко всему прочему, и храмовым праздником.

С пятнадцатого ава продолжительность дня уменьшается, а ночи становятся длиннее. Поэтому, начиная с этого дня и до самого конца зимы, евреи устанавливают дополнительные часы для занятий Торой, в том числе и ночью — в дополнение к обычным дневным часам.

Приближаются дни подведения итогов, начинается духовная подготовка к месяцу элулу и «Дням трепета». И сама природа способствует этому: земледельческая страда завершается, спадает жара, человеку легче думается. Начиная с 15 ава принято желать друг другу доброго года.

По значимости своей праздник 15 Ава превосходит все другие еврейские праздники еще и потому, что в этот день наступает полнолуние. В еврейском календаре отсчет месяцев привязан к лунным циклам, да и самих евреев мудрецы уподобляют этому ночному светилу: как Луна убывает, а затем возрастает, так и еврейский народ, порой опускавшийся на низкий духовный уровень, в конце концов обязательно снова поднимался. День полнолуния символизирует возрождение еврейского народа.

 

Комментарии: 15 Ава - день любви, радости и умиротворения.
Нет добавленных комментариев