На днях лечащие врачи израильского экс-премьера заявили, что состояние Ариэля Шарона резко ухудшилось. Последние годы Шарон находился в вегетативном состоянии и был подключен к аппарату искусственного дыхания.
Еще 1 января на врачебном консилиуме было принято решение о прекращении его лечения. Сообщалось, что причиной стало резкое ухудшение состояния Шарона, у которого отказали почки. Ранее ему, уже находящемуся в коме, была проведена операция в брюшной полости - проблемы возникли из-за того, что Шарон слишком долго получал питание лишь внутривенно.
Ариэль Шарон родился 26 февраля 1928 года в Кфар Малале в семье выходцев из Белоруссии.
Предки Ариэля Шарона происходили из Российской империи. Его дед Мордехай Шейнерман родился и вырос в Брест-Литовске в семье кантониста, прадед Ариэля Шарона 25 лет прослужил в царской армии и в награду за долгую службу получил участок земли. Мордехай Шейнерман был убежденным сионистом и стал одним из основателей сионистской организации в родном Брест-Литовске. Также он был дружен с Зеэвом Бегиным, отцом будущего премьер-министра Израиля Менахема Бегина, который также был сионистом и основателем сионистской организации города. Дед Шарона и отец Бегина были депутатами первых сионистских конгрессов. В 1910 году Шейнерман с семьёй перебирается на постоянное жительство в Палестину. Здесь он поселяется в сельскохозяйственном поселении Реховот и устраивается на работу учителем. В Палестине семья прожила 2 года, после чего вернулась в Россию из-за тяжелых условий и нехватки денег.
В 1914 году началась Первая мировая война, и власти Российской империи издали указ о выселении всех евреев из прифронтовой зоны.
В 1920 году Красная армия начинает наступление на Грузию, Шейнерманы приняли решение уехать из России в Палестину. В феврале 1921 года они прибыли в порт Яффа.
В 1948 году во время Войны за независимость Израиля командовал взводом в бригаде Александрони, продвинулся до командира роты, а затем и командующего разведгруппой бригады Голани. Офицером разведки стал лишь в 1951 году, окончив соответствующие офицерские курсы.
В 1953 году Ариэль Шарон создал легендарный 101-й спецотряд (через год преобразованный в спецназ при Генштабе ЦАХАЛа), известный борьбой с палестинскими группировками. Некоторыми операциями этого спецотряда Шарон руководил лично. Кроме этого, он командовал десантными частями, принимавшими участие в операциях.
Это подразделение прославилось тем, что наводило ужас на палестинских боевиков, проводя ответные акции за нападение на израильские населённые пункты, в результате которых по ряду источников в период с июня 1949 года до конца 1952 года погибло до 124 израильтян. Так, в ответ на убийство еврейской женщины и двух её детей в тогда пограничном городе Йехуд, солдаты 101-го спецотряда ночью 14 октября 1953 года совершили рейд на иорданскую деревню Киббию.
В 1956 году, во время Суэцкого кризиса, Ариэль командовал 202-й парашютно-десантной бригадой. После высадки бригады на перевале Митла в нарушение приказа командования вступил в бой с египтянами, в котором погибло около сорока израильских военнослужащих. Был отправлен на один год в военную академию Кэмберли (Великобритания), по возвращении изучал право вТель-Авивском университете.
Во время Шестидневной войны (5-10 июня 1967 г.) командовал на Синайском фронте 38-й бронетанковой дивизией, которая прорвала фронт египтян и вышла к Суэцкому каналу.
В 1973 году Шарон уволился из армии, но через три месяца, с началом 6 октября войны Судного дня был вновь призван на военную службу. В условиях несвоевременно объявленной мобилизации и начавшихся религиозных праздников Израиль к этому моменту смог сформировать только две бронетанковые дивизии под командованием Ариэля Шарона и другого генерала Адана.
В ночь на 16 октября израильский отряд под командованием Шарона в составе семи танков ПТ-76 и восьми БТР-50П форсировал Большое Горькое озеро на стыке 2-й и 3-й египетских армий и захватил плацдарм на египетском берегу. Возглавляемая Ариэлем Шароном 143-я бронетанковая дивизия форсировала Суэцкий канал. Египетские войска попытались отрезать переправившиеся соединения, но безуспешно. В бой были введены 21-я танковая и 16-я пехотные дивизии. С воздуха египетских танкистов поддерживали истребители бомбардировщики Су-7, атаковавшие наземные цели под прикрытием МиГ-21. Сражение развернулось на площади всего 20 км². В ходе боёв египтянам не удалось остановить израильские войска, и утром 19 октября израильские механизированные группы при поддержке авиации перешли в наступление с плацдарма. Возглавляемая Шароном 143-я бронетанковая дивизия к исходу боёв окружила 3-ю египетскую армию и вынудила египтян запросить мира.
В 1973 Ариэль Шарон был избран в Кнессет по списку блока «Ликуд» (в то время блок «Гахал», который он создал совместно с Менахемом Бегином и Симхой Эрлихом), но от мандата отказался, решив сосредоточиться на военных делах: в 1974—1977 был советником премьер-министра Ицхака Рабина по вопросам обороны, затем вновь избран депутатом Кнессета.
В 1976 году создал партию «Шломцион», получившую репутацию «партии одного человека». Партия имела небольшой успех на выборах1977 года, но в дальнейшем исчезла с политической сцены.
Занимал посты министра сельского хозяйства (1977—1981) и министра обороны (1981—1983).
Считается одним из идеологов «поселенческого движения», хотя в действительности его можно назвать скорее практиком этого движения, нежели идеологом или теоретиком. Руководил строительством еврейских поселений на территориях, которые многими рассматриваются как арабские; удвоил количество поселений в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, способствовал расселению репатриантов в «городах развития» на этих территориях.
В 1983-1999 занимал посты: министра торговли и промышленности (до 1990), министра строительства (до 1992), министра инфраструктуры (в 1996—1998 годах) и министра иностранных дел (до сентября 1999 года) Израиля.
Лидер партии «Ликуд» с сентября 1999 по ноябрь 2005. 7 марта 2001 был избран, 28 января 2003 переизбран на пост главы правительства. В первую каденцию Шарона (2001—2002) был принят ряд решений, которые, по мнению некоторых, поставили экономику страны на грань финансового краха (резкое увеличение пособий для многодетных). Ряд политических обозревателей полагают, что фактически была отменена воинская обязанность для ультрарелигиозного сектора. 21 ноября 2005 Ариэль Шарон оставил пост лидера правящего блока «Ликуд» и вышел из партии, которой отдал 30 лет жизни, заявив о намерении основать свою центристскую партию «Кадима».
Шарон многократно подвергался резкой критике со стороны как либеральной, так и консервативной части израильского общества.
Шарон пришёл к власти как сторонник самых жёстких силовых методов. Однако именно он разработал план «одностороннего размежевания» с палестинцами и эвакуировал поселенцев и вывел войска из сектора Газа в августе-сентябре 2005. Именно это привело к тому, что он лишился поддержки части членов своего кабинета министров.
Партия «Ликуд» фактически раскололась. Противники эвакуации создали так называемую фракцию мятежников во главе с Биньямином Нетаньяху, который в знак протеста покинул правительство. Мощная внутрипартийная оппозиция стала препятствовать принятию ключевых политических решений, так что Шарону для проведения своих законопроектов понадобилось обращаться за поддержкой к другим партиям.
В октябре Шарон вынужден был пойти на внеочередные выборы лидера партии и с большим трудом сохранил этот пост за собой.
Однако в ноябре произошла смена лидера в партии «Авода», являвшейся основным партнёром Шарона в коалиционном правительстве. Новый глава «Аводы» — профсоюзный лидер Амир Перец, исповедующий левые взгляды, — заявил о выходе из коалиции и намерении добиваться проведения досрочных выборов.
В этих условиях Шарон после долгих консультаций со своими сторонниками решил уйти из «Ликуда» и создать новую партию. Вместе с ним «Ликуд» покинули первый вице-премьер, министр финансов Эхуд Ольмерт, министр юстиции Ципи Ливни, министр внутренней безопасности Гидеон Эзра, министр транспорта Меир Шитрит, министр туризма Авраам Хиршзон. Ариэль Шарон также предложил присоединиться к нему некоторым членам партии «Авода» (бывшему лидеру партии Шимону Пересу, и Хаиму Рамону).
18 декабря 2005 Ариэль Шарон был доставлен в иерусалимскую больницу «Хадасса», где был поставлен диагноз — микроинсульт. Через два дня Шарон был выписан и вернулся к работе. На 5 января 2006 года была назначена операция шунтирования сердечных сосудов.
Однако уже 4 января 2006 он был вновь госпитализирован в больницу «Хадасса», на этот раз с обширным инсультом. После семичасовой операции по остановке кровотечения и дренажу вытекшей крови Шарон был отправлен в реанимационное отделение. С тех пор и до своей смерти Шарон находился в коме. Состояние его врачи определяли как тяжёлое, но стабильное.
Днём 5 января после повышения внутричерепного давления и нового кровотечения была проведена повторная 2-часовая операция.
Днём 6 января в результате компьютерной томографии были обнаружены сгустки крови в правом полушарии головного мозга и повышенное давление, после этого было решено провести срочную третью операцию, которая длилась несколько часов. 6 января врачи определяли состояние премьер-министра как «тяжёлое, но стабильное». Сообщалось также, что сердце и мозг Шарона работают самостоятельно. С другой стороны, по мнению врачей, шансы Шарона на полное выздоровление или возвращение к работе были очень малы.
9 января, когда Шарон находился под общим наркозом уже более 100 часов, было принято решение постепенно снижать дозу анестетика, вплоть до полного пробуждения. Врачи сообщали, что внутричерепное и кровяное давление в норме, температура тела тоже нормальная, отёк мозга спадает, церебральная жидкость постепенно всасывается. Состояние продолжает оставаться тяжёлым, но стабильным.
9 января Шарон начал самостоятельно дышать и пошевелил правой рукой и правой ногой, а 10 января — левой рукой и левой ногой. Кроме того, обе половины тела реагировали на болевое раздражение. Отсюда следует, что частого последствия инсульта — паралича или потери чувствительности половины тела — в данном случае удалось избежать.
10 января врачи также заявили, что жизнь Шарона вне опасности.
12 января вечером врачи вынули катетер для откачки жидкости из мозга, в котором больше не было необходимости. Операция была проведена под общим наркозом.
11 февраля кровотечение в пищеварительном тракте вызвало необходимость экстренной операции. Родные Шарона были вызваны в госпиталь «Хадасса». Как выяснилось, Шарон страдал некрозом кишечника, и его жизнь была в опасности. Однако врачи сумели спасти Шарона, удалив ему участок кишечника длиной около 50 см. Шарон по-прежнему остался в коматозном состоянии.
В январе 2011 года один из врачей Шарона заявил, что тот способен чувствовать щипки, а также открывает глаза, когда к нему обращаются.
В сентябре 2013 года Шарону была сделана операция в брюшной полости, вызванная проблемами с внутривенным питанием. В январе во время тестов был зафиксирован высокий уровень активности мозга Шарона — он реагировал на изображения членов семьи, на запись голоса сына и на прикосновения.
1 января состояние Шарона серьезно ухудшилось. По некоторым данным, это было связано с отказом почки. Примерно за месяц до этого Шарону была сделана некая операция, после которой его состояние некоторое время было стабильным. Шарон находился в медицинском центре имени Хаима Шиба в Тель-а-Шомере. С ним были члены его семьи.
Со 2 января года Шарон находился в критическом состоянии.
9 января представители медицинского центра «Шиба» (Тель А-Шомер) сообщили, что Ариэль Шарон при смерти, так как его состояние резко ухудшилось.
Ариэль Шарон умер от сердечной недостаточности 11 января на 86-м году жизни в медицинском центре имени Хаима Шиба (Рамат-Ган) в окружении своих родственников. Сообщается, что он будет похоронен рядом со своей женой на семейной ферме «Шикмим».