- Хаим, Вы считаете себя порядочным человеком?
- Конечно.
- И что, если Вы найдете миллион долларов, Вы, не колеблясь, вернете его?
- Если он принадлежал малоимущему, то конечно верну.
Пинхас, человек, именем которого названа недельная глава Торы, поистине интересная личность. Поступок, благодаря которому этот человек вошел в историю, описан в конце предыдущей главы.
После неудачной попытки навести «злые чары» на еврейский народ, моавитяне и мидьянитяне решили разложить сыновей Израиля морально. Они послали в стан Израиля красивых девушек, чтобы совратить еврейских мужчин и привлечь тех к служению идолам. Уже через некоторое время многие евреи стали жить с мидьянитянками и отходить от своей веры. Во главе таковых стоял Зимри, глава колена Шимона, который сожительствовал с мидьянской принцессой.
Реакция Всевышнего последовала сразу – в народе началась эпидемия, забирающая тысячи жизней. Евреи был в отчаянии, не зная, как спасти ситуацию и даже Моше бездействовал. Именно в этот момент на арену событий выходит Пинхас, внук Аарона – первосвященника. Он берет в руку копье и с решительностью направляется к шатру предводителя колена Шимона и, застав его с любовницей, пробивает их двоих насквозь. После этого эпидемия прекратилась.
Все это описывается в предыдущей главе. В нашей же главе рассказывается, как Б-г вознаградил Пинхаса за его поступок, дав ему звание священнослужителя.
У рабби Мендела из Коцка однажды спросили: «Почему Тора перенесла рассказ о награде Пинхаса в следующую главу? Ведь логичнее было бы написать и о поступке и о награде за него в одной главе?»
В ответ рабби Мендел объяснил: Когда речь идет о поступке такого рода, нельзя сразу определить, насколько он положителен. Ведь Пинхас совершил свое деяние в чрезвычайно напряженной обстановке, такой поступок может показаться просто убийством, совершенном в гневе. Только через какое-то время, когда накал страстей спал, посмотрев на человека, мы можем понять, была ли тут примесь личных мотивов либо поступок совершен исключительно во имя Всевышнего. Поэтому Тора дает оценку Пинхасу только в следующей главе.
И действительно, в начале главы подчеркивается, что Пинхас был внуком Аарона, который, как известно, отличался своим исключительным миролюбием и любовью к людям. И Пинхас, его внук, унаследовал от него эти качества, а стало быть, поступок его не может быть приступом личной ненависти или жестокости.
Пинхас совершил казнь грешника, осознавая истинную потребность в этом, как единственный способ спасти людей от гибели, как физической, так и духовной. И при этом ему даже пришлось пойти против собственной природы миролюбца, за что он и получил награду от Всевышнего.
Нам есть чему поучиться у этого выдающегося человека. В жизни часто хочется идти на поводу у собственной природы: заниматься тем, что нравиться, поменьше напрягаться, подчиняться своим эмоциям. Такой образ жизни присущ животным, большего от них и не требуется. Человека же отличает способность подняться над своими природными инстинктами, поступать так, как требует его разум и совесть, даже если требует чем-то пожертвовать, даже если это тяжело и неудобно. В общем-то, это и значит «быть человеком»
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм