Printed from fjc.org.ua

Принцип зеркала. Свежий выпуск "Еврейских ценностей" от раввина Шломо Вильгельма.

Пятница, 12. Апрель, 2013 - 6:23

Сваха расписывает достоинства будущего жениха матери невесты. И под конец говорит:
- Но есть у него один маленький недостаток: заикается.
- Что, всегда?!
- Упаси Б-же! Только когда говорит.

Современные психологи говорят, что недостатки, которые человек видит в других, отражают его собственные изъяны. Об этом «принципе зеркала» говорил еще Баал Шем Тов, основатель хассидизма. К сожалению человек склонен осуждать других даже за те качества, которые с легкостью прощает себе, и хотя отрицательные суждения о людях Тора не считает грехом, как только они произносятся  вслух в беседе с другими людьми, нарушается строгий запрет Торы. В старые времена за подобное поведение человек наказывался неприятным и унизительным кожным заболеванием – «цараат», законам которого посвящены главы Торы, которые мы читаем на этой неделе.

Процесс очищения для человека, пораженного «цараат» происходил исключительно через коэна  - священника из Храма. Только по его решению такой человек объявлялся нечистым и только коэн имел право очистить заболевшего. Любавический Ребе объясняет, что причиной этого была исключительная любовь коэнов к своему народу, которая давала им право исправлять подобных людей.

Понять, как нужно смотреть на чужие недостатки нам поможет следующая история. Однажды к Цемах Цедеку, третьему Любавическому Ребе, обратился один еврей и, признавшись в тяжелом грехе, попросил у праведника указать ему правильный путь к искуплению. Выслушав его, Ребе сказал, что ничем не сможет ему помочь. Еврей ушел в полном отчаянии, но вскоре его позвали вернуться в кабинет к Ребе, где он получил подробные указания о той работе над собой, которая сможет помочь искупить его грех.

Объясняя такое поведение, Цемах Цедек объяснил, что для того, чтобы помочь человеку исправить грех, он, Ребе, ищет подобный изъян в самом себе. Конечно, Ребе не грешит, но на тонком духовном уровне может найти в себе черты, имеющие нечто общее с грехами. Исправив эти качества в самом себе, праведник мог помочь искупить подобный грех человеку, пришедшему к нему за помощью. «На этот раз – объяснил Цемах Цедек – я столкнулся с таким ужасным грехом, подобие которого при всех стараниях не смог найти в себе, поэтому вынужден был отказать еврею в помощи. Но после того, как он ушел, я начал читать псалмы со слезами на глазах, и благодаря этому все же смог найти тонкое подобие этого греха и у себя».

Говоря о чужих недостатках, как об отражении собственых, Баал Шем Тов не просто констатировал психологическую особенность человека, он дал нам важный урок  -  исправив собственные недостатки, мы перестанем замечать недостатки других. Поэтому если хотите изменить окружающий мир – измените самих себя.

 

            Шабат шалом!

           раввин Шломо Вильгельм    

Комментарии: Принцип зеркала. Свежий выпуск "Еврейских ценностей" от раввина Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев