Printed from fjc.org.ua

На что жертвовать?

Пятница, 15. Февраль, 2013 - 5:08

 Налоговый инспектор приходит в синагогу к раввину:
— Скажите ребе, числится ли среди ваших прихожан Янкель Лапидус, владелец ресторана?
— Да, есть такой.
— В налоговой декларации он указал, что пожертвовал синагоге 20 тысяч долларов. Вы получали эти деньги?
— Не беспокойтесь. Прямо завтра и получим
.

В начале недельной главе речь идет о сборе приношений для постройки Мишкана – переносного Храма.

Приношения были трех видов. Одно пожертвование собирали для подножий Храма, оно взималось с каждого в одном и том же размере - полшекеля. Та же сумма была установлена и для другого вида пожертвования, средства от которого шли на закупку скота для общественных жертвоприношений. Третий вид пожертвования шел на постройку различных частей Святилища (кроме подножий), и его утвари. В отличие от предыдущих двух, это пожертвование не имело установленных рамок: каждый мог дать, сколько мог и хотел, принося любой из пятнадцати различных материалов (от золота до шерсти).

Невольно возникает вопрос: почему пожертвования на подножия Мишкана принимались со всех одинаково - только серебром и только полшекеля с человека, в то время как на все остальные детали постройки можно было приносить любой материал в произвольном количестве. Чем обосновано это различие?

Любавический Ребе объясняет, что подножия, основания Мишкана символизируют основу нашего внутреннего Храма – глубокую веру в Б–га и безоговорочное подчинение Его желанию, которое в одинаковой мере заложено в каждом еврее. Остальные же части Святилища указывают на различные сферы служения Всевышнему, такие как познание Торы, молитва, выполнение заповедей. В этих областях каждый индивидуален, один больше реализует себя в учебе, другой – в исполнении заповедей и т.п. Это и подразумевает Тора, делая разделения между пожертвованием на подножия и на другие части Мишкана.

Еще одна любопытная деталь. Говоря о трех различных видах приношений, Тора называет их совершенно одинаково – «трума» (приношение), не выделяя какое-либо из них как более важное, хотя часть пожертвований касались постройки самого здания и его утвари, а часть – текущих расходов на его функционирования (жертвенные животные).

Часто можно заметить, что когда речь идет о пожертвовании для синагоги или другого еврейского заведения, людям в большей мере хочется давать деньги на постройку здания, или хотя бы на мебель или оборудование, которое будет в нем стоять. Текущие же расходы, такие как оплата коммунальных услуг или зарплаты, в меньшей мере привлекают жертвователей. И оно то понятно - дав деньги на здание или мебель, ты можешь любоваться ими каждый раз, когда приходишь, чувствуя свою причастность к их созданию.

Другое дело – текущие расходы. Они не воплощаются в недвижимое свидетельство наших благих дел, и табличку с именем на них не прибьешь. Тора учит нас, что давать пожертвования нужно с одинаковым усердием, как на постройку здания, так и на текущие, «невидимые» расходы.

 

 

Шабат шалом!

 

раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: На что жертвовать?
Нет добавленных комментариев