Printed from fjc.org.ua

Урок продуктивности.

Пятница, 01. Февраль, 2013 - 6:41

Жена говорит мужу:- Давай договоримся: все большие решения будешь делать ты, а все маленькие - я!- Хорошо, а кто будет решать какое решение большое, а какое маленькое?- Это буду решать я?

Мудрецы говорят, что Итро, тесть Моше, именем которого названа глава, имел семь имен. Имя Итро на иврите происходит от слова «итер» - «добавил», и это имя он получил в связи с тем, что благодаря ему в Тору был добавлен еще один отрывок.

Этот отрывок приводится в начале недельной главы. Тора рассказывает, как Итро увидел, что Моше в пустыне занят целыми днями только тем, что принимает евреев, которые обращаются к нему по различным делам: у кого-то вопрос по Торе, кто-то не поделил что-то с товарищем и пришел судиться, кому-то нужен совет. Тысячам евреев приходилось целыми днями простаивать в очереди, чтобы попасть к Моше и Итро удивился столь непродуктивной системе. «Падешь силами и ты, и этот народ, который с тобою, ибо (слишком) тяжело для тебя это дело» - упрекает он Моше.

Для решения этой проблеммы Итро предлагает простое и логичное решение: «усмотри из всего народа мужей радивых, боящихся Б-га, мужей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь (их) над ними главами тысячными, сотенными, пятидесятными и десятными…И будет: всякое дело большое представят тебе, а всякое дело малое рассудят они (сами)». Прислушавшись к совету тестя, Моше так и поступил.

Наверное, самое непонятное в этой истории, почему сам Моше не додумался да такого решения? Ведь еврейский народ провел сотни лет в Египте, очень цивилизованном государстве, с хорошо организованной системой управления, и сам Моше, выросший во дворце фараона, прекрасно был знаком с этим и понимал, один человек не может решать все дела огромного народа. Почему же Моше не решился на построение управленческого аппарата до совета Итро?

Ответ на это, вероятно, в том, что выйдя из Египта и получив Тору от Б-га, еврейский народ перестал быть как все народы, перешел в совершенно другое, духовное измерение, и поэтому было совсем неочевидно, что управление им должно проходить по стандартным меркам.  Евреи, которые все как один посвятились Б-гу у горы Синай, где каждый из них в равной мере слышал голос Вс-вышнего, в понятии Моше не вписывались в иерархическую систему, где кто-то более важный, а кто-то менее.

Однако Итро смотрел на ситуацию более практично. Евреи, даже после такого огромного духовного заряда, не могли стать одинаковыми, у каждого из них осталась свобода выбора и духовный рост каждого был индивидуален, и это нужно было учитывать, поэтому Моше принял совет Итро. И эта одна из особенностей иудаизма – не оставаться лишь в идиалистических представлениях, но быть актуальным в реальной жизни.

С другой стороны, это вовсе не значит, что взгляд Моше не актуален. Ведь если мы не будем осознавать, что каждый из нас в равной мере получил Тору на горе Синай и является частичкой Вс-вышнего, ни одна эффективная система не поможет.

 

             Шабат шалом!

             раввин Шломо Вильгельм  

Комментарии: Урок продуктивности.
Нет добавленных комментариев