Printed from fjc.org.ua

Достичь большего. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 05. Октябрь, 2012 - 7:11

Передача "Как выжить в кризис". Звонок телезрителя:
-  Вот Вы говорите что надо сокращать расходы, но это не верно, надо просто увеличить доходы. Вот я свои доходы с начала кризиса удвоил.
-  Да, в этом есть рациональное зерно... А кем Вы работаете?
-  Да гробовщик я.

В следующий вторник, в Симхат Тора, закончится годовой цикл чтения Торы, и в тот же день ее начнут читать заново.  Последняя глава Торы, а вместе с ней и все Пятикнижие заканчиваются следующими словами: «И не восстал более пророк в Израиле подобный Моше, ...по всем могучим деяниям и по всем страшным свершениям, что совершил Моше на глазах у всего Израиля».

Раши, известный комментатор Торы, объясняет, что слова «на глазах у всего Израиля», относятся к тому, что Моше прилюдно разбил скрижали с Десятью Заповедями, увидев, что народ покланяется золотому тельцу. Талмуд говорит, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

Конец любой книги является черезвычайно важным моментом, который обычно продуман с особым вниманием, а говоря о Книге Книг, имеющей Б-жественное происхождение, это еще в большей степени справедливо. Поэтому тот факт, что Тора закончивает свое повествование, упоминая грех золотого тельца, одно из самых неприятных событий в истории Израиля, оставляет довольно неприятный осадок. Разве не заряд оптимизма и положительной энергии должна давать Книга, котороя ведет по жизни, помогает реализовать духовный потенциал?!

С другой стороны, почему, разбитие Скрижалей Завета, созданых самим Б-гом, вызвало положительную реакцию Всевышнего?

Мудрецы говорят, что с получением вторых скрижалей, данных еврейскому народу вместо разбитых, народ получил Устную Тору в добавок к письменной, а значит именно благодаря тому, что Моше разбил скрижали, евреи получили Тору в более широком и глубоком формате. Но почему же еврейский народ не удостоился получить Тору в широком объеме с самого начала, до того как совершил грех?

Хасидизм объясняет, что успех и совершенство, при всех своих преимуществах имеют один серъезный недостаток – эти качества воспитывают в человеке чувство удовлетворения и не дают толчка для дальнейшего движения вперед. Именно неудачи, падения двигают человеком так, что ему хочется серьезно трудиться, рваться вверх со значитеьно большей силой, чем раньше. Поэтому люди, испытавшие серьезные кризисы и падения, способны добиваться большего, чем те, кому  постоянно везет.

Еврейский народ, получая Тору был духовно полноценен и совершенен. Но в таком состоянии, они довольствовались тем, что им давали, и не стремились к большему. Именно после тяжелейшего падения с золотым тельцом и разбитием первых скрижалей, когда народ был и сам разбит, осознавая тяжесть содеянного, когда Моше самоотвержено пытался вырвать любой ценой прощение Б-га для своего народа, евреи проявили неистовое стремление и рвение исправить свой грех и именно таким образом, заслужили получить утсную Тору.

Поэтому эти события и упоминаются в завершении Торы, преподавая этот важный и ценный урок, ведь в течение многих поколений евреи пережили множество тяжелых времен – гонения, нищету, погромы. Но именно эти ситуации давали евреям толчек двигаться вперед, не только выживать, но и развиваться и расти во всех отношениях.

Шабат шалом и с праздником!
раввин Шломо Вильгельм
 

Комментарии: Достичь большего. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев