Printed from fjc.org.ua

Все правы. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 07. Сентябрь, 2012 - 5:49

К раввину пришли два спорящих между собой еврея. Выслушав одного из них, раввин сказал ему:
- Ты прав.
Затем высказался другой, и раввин ему ответил:
- Ты тоже прав.
Когда спорщики ушли, жена раввина спрашивает у супруга:
- Как такое может быть, что два человека спорят и оба правы?!
Немного задумавшись, раввин ответил:
- Ты знаешь, ты тоже права!

С точки зрения иудаизма, множественность мнений, даже противоречивых, имеет право на существование. Талмуд переполнен спорами мудрецов Торы, и любое их мнение, пусть даже предположительное, имеет глубокий смысл. Один из таких примеров мы находим в недельной главе. В ее начале Тора говорит о заповеди приносить в Храм первые плоды урожая после поселения евреев на Святой Земле.

Мудрецы говорят, что на первый взгляд обязанность выполнять эту заповедь должна была лежать на каждом еврее с того момента, как он лично получил удел в Земле Израиля, на котором выросли эти плоды. Ведь смысл этого приношения в том, чтобы отблагодарить Вс-вышнего за хорошую землю и урожай. 

Однако в конечном счете Талмуд постановляет, что евреи должны были приносить первые плоды только после того, как вся земля Израиля была завоевана и все евреи получили свой удел. Смысл этого в том, что еврей не мог по настоящему радоваться своей земле и благодарить за нее Б-га, пока осознавал, что другие евреи еще не получили в ней свою часть.

Любавический Ребе объясняет, что хотя закон основывается на втором мнении, а первое является лишь предположительным, оба этих взгляда имеют смысл в служении Б-гу и выражают два подхода к выражению благодарности Вс-вышнему.

Первый  заключается в том, что еврей должен благодарить Б-га уже за то, что существует, за то, что проснулся утром. Такой вид благодарности не требует глубоких размышлений и присущ даже самому простому еврею.

Но существует и более глубокое чувство благодарности, которое требует осознания более полной картины, того скрытого духовного потенциала, который в нас заложен. Прочувствовать такую глубокую признательность можно только хорошо задумавшись. И в этом заключается второй подход.

Обе этих концепции имеют свои преимущества в зависимости от различных обстоятельств. Всем важно пользоваться как одним, так и другим: уметь по настоящему радоваться тому, что мы живы и что мы евреи, но и находить время задуматься о том, что же за этим стоит.

Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Все правы. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев