Printed fromfjc.org.ua
ב"ה

Йорцайт великого еврея.

Понедельник, 16. Январь, 2012 - 4:42

20 Тевета (в 2012 году - 15 января)  - йорцайт великого ученого, кодификатора еврейского закона, философа, врача и учителя, духовное наследие которого оказало решающее влияние на еврейскую мысль последующих поколений, РаМБаМа.

Уже современники отзывались о нем так: «От Моше до Моше не было равного Моше». Моше бен-Маймон, известный в европейской литературе по латинской форме имени "Маймонид", а в еврейских кругах под аббревиатурой РаМБаМ родился в Кордове 14 Нисана (т.е. в канун Песаха) 4895 (1135) года, в семье судьи раввинского суда Кордовы рабби Маймона бен-Йосефа. Отец Моше, почитаемый в кордовской общине ученый и общественный деятель, был его первым учителем Талмуда.  

Впоследствии РаМБаМ получает также весьма основательное светское образование: по математике, естествознанию, астрономии, медицине, философии.  

Уже в 13-летнем возрасте юный Маймонид подвергся  испытанию судьбы. В это время  Испанией владели Альморавиды, одно из северо-африканских (берберских) племен, вожди которого были одержимы борьбой против любых проявлений просвещения, подрывавшего, по их мнению, устои ислама. Насаждая ислам и подавляя просвещение, Альморавиды преследовали не только евреев и христиан, но и собственных единоверцев-мусульман. Но вскоре Альморавиды уступили правление еще более фанатичным Альмохадам. Новые правители ревностно принялись за распространение ислама в подвластных землях. Они потребовал от евреев и христиан, чтобы те приняли мусульманскую веру или, в противном случае, покинули их владения.

Семья Маймонида вынуждена была уехать из Кордовы и скитаться по Испании и Провансу, пока в 4920 (1160) году не поселилась в городе Фес. Там Маймонид продолжает, в частности, изучать медицину.  

Однако  и здесь продолжается преследование иноверцев и семейство Маймонида вновь отправляется в странствие. Весь этот период РаМБаМ работает над своим комментарием к Мишне и пишет "Послание о самопожертвовании во имя Вс-вышнего" ("Игерет Кидуш Ашем").

Затем семья Маймонида приезжает в Святую Землю. Некоторое время они живут в Акко, затем в Иерусалиме, а далее Маймонид переезжает в Египет - в город Фостат (старый Каир).

Вскоре  после этого умирает отец семейства  рабби Маймон. На протяжении нескольких лет семья существует на деньги старшего брата, Давида, который занимался торговлей драгоценными камнями, так что сам РаМБаМ мог продложать писать свои труды - в частности, свой комментарий к Мишне, который он закончил в 4928 (1168) году. Однако во время одного из плаваний по Индийскому океану Давид попадает в кораблекрушение и гибнет. Бремя содержания семьи ложится теперь на плечи Моше. Он категорически отклоняет предложение заниматься Торой как средством содержания семьи, и предпочитает медицинскую практику.  

Незаурядные способности Маймонида привлекают внимание визиря султана Саладина, властителя Египта, и в течение  последующих двадцати лет Маймонид работает придворным врачом султана.  

В Фостате Маймонид становится руководителем  еврейской общины Египта. Обладая обширными знаниями еврейских дисциплин и глубокими сведениями в языкознании, философии, медицине, математике, он становится духовным лидером своего времени. Евреи стекаются в Фостат из самых отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы слушать его проповеди, публичные лекции по философии, медицине и естественным наукам.

Общее благоговение перед Маймонидом растет с каждым днем. Соединение в одном  лице великого врача, великого знатока  и авторитета в области еврейского Закона и великого философа является совершенно феноменальным. Его влияние и авторитет распространяются по всему еврейскому миру. Огромная корреспонденция РаМБаМ включает публичные обращения к различным общинам мира; ответы на вопросы по еврейскому праву, кашруту и гигиене; методические рекомендации изучающим Тору и Талмуд; многочисленные комментарии к каноническим текстам и многое другое.

Попутно РаМБаМ пишет два монументальных произведения, которые стали вершиной его духовной деятельности: "Мишнэ Тора" ("Повторение Торы", 1180), полный кодекс Закона, и "Морэ Невухим" ("Путеводитель растерянных"), давшего синтез иудаизма с греческой научно-философской мыслью. К этому же периоду относится написание знаменитого "Йеменского послания" ("Игерет Тейман").

Последние годы своей жизни Маймонид посвятил врачебному делу, написанию и редактированию своих многочисленных трудов, работе на посту главного раввина Египта и духовному предводительству еврейских общин.  

В 4964 (1204) году, в возрасте 70 лет, РаМБаМ умирает. Он похоронен в земле Израиля в городе Тверия. Его могила на Святой Земле по сей день является местом паломничества еврейского народа.

www.krjew.com

Комментарии: Йорцайт великого еврея.
Нет добавленных комментариев