Таксист везет женщину, она показывает дорогу. Подъезжают к перекрестку. Таксист спрашивает:
- Куда?
- Налево.
Таксист поддает газу и уверенно поворачивает... направо. Машина уже выходит из поворота, и тут женщина говорит:
- Ой, то есть направо!
Таксист (совершенно невозмутимо):
- Не первый же раз женщину везу...
На этой неделе Тора рассказывает историю первого еврейского сватовства, когда Авраам посылает своего раба, Элиэзера, искать невесту Ицхаку. По указанию хозяина, Элиэзер отправляется в Харан, где проживают родственники Авраама, и после ряда чудес, которые случаются с ним в дороге, находит Ицхаку суженую - Ривку.
Наши мудрецы отмечают, что этот рассказ Торы кажется слишком затянутым. После описания того, как раб Авраама выполнял свою миссию, всю эту историю Тора снова повторяет в детальном пересказе Элиэзера, когда тот приходит в семью Ривки. Действительно, Тора ведь не «мыльная опера», чтобы по несколько раз пересказывать одно и тоже от имени разных персонажей. Тора не тратит слов попусту, и нередко даже важные законы упоминаются в ней лишь вскользь, а то и вовсе намеком. Зато история с Элиэзером описана во всех деталях дважды.
Мудрецы делают из этого вывод, что описание деяний праотцев, и даже беседы их рабов имеют чрезвычайную важность и могут быть даже более поучительными чем конкретные законы Торы. В частности, внимательно сравнив ход самой этой истории с ее пересказом от имени Элиэзера можно найти ряд отличий. Остановимся только на одном из них.
Когда Авраам посылает Элиэзера, он обещает своему рабу, что Всевышний «пошлет Своего ангела пред тобою». Когда Элиэзер пересказывает эти слова семье Ривки, он немного меняет формулировку и говорит что Авраам обещал ему, что Всевышний «пошлет Своего ангела с тобою». Почему Элиэзер слегка изменил слова своего хозяина?
Любавический Ребе объясняет это так. Если ангел идет перед человеком, то всю работу делает ангел, человеку остается лишь воспользоваться ее результатами, когда же ангел идет вместе с человеком, самому человеку приходится работать, ангел ему лишь помогает. В случае с Элиэзером, ангел шел перед ним и организовал для него все: Элиэзер пришел в Харан всего за три часа вместо обычных семнадцати дней, первой девушкой которую он встретил, была именно Ривка, когда ее отец захотел отравить Элиэзера, ангел меняет местами их тарелки. Но Элиэзер не хочет раскрывать членам семьи Ривки, что все уже предрешено, ему важно получить согласие на брак от них самих. Поэтому он говорит, что ангел идет вместе с ним, то есть только помогает.
Как бы и нам получить такого ангела, идущего впереди, скажете вы? Элиэзер получил его в заслугу того, что был верным рабом праотца, то есть полностью подчинял свою волю желаниям Авраама. В тот момент, когда мы ощущаем, что у нас нет других желаний кроме того, что хочет от нас Всевышний, Он Сам прокладывает нам дорогу.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм