- Вы слышали, Кацман всё-таки скончался. Бедняга!
- Да, но зато какие профессора его лечили!
Рабби Шолом Дов-Бер, пятый Любавический Ребе, однажды заметил, что глава «Лех леха» - это первая глава в Торе, которая радует от начала до конца. Первая глава, «Берейшит», посвященная сотворению мира, заканчивается неприятным описанием деградации человечества после греха Адама, вторая глава, «Ноах», описывает события потопа, уничтожившего все живое на земле, и только конец ее радует – рождается Авраам. Третья глава, «Лех леха», повествующая о жизни Авраама, целиком и полностью посвящена заслугам нашего великого праотца.
Действительно, если рассматривать героев этих трех глав, Адама, Ноаха и Авраама, то Адам и Ноах не оправдали в полной мере тех надежд, которые были на них возложены. Адам оступился при первом же испытании, Ноах же, хотя и был праведником, не смог стать лидером и повести человечество в нужном направлении. Только Авраам смог пройти через все испытания, и смог в полной мере выполнить жизненную миссию, возложенную на него Всевышним.
Десять испытаний прошел Авраам. По логике вещей, каждое последующее испытание должно быть тяжелее предыдущего, ведь после того, как человек смог выполнить сложную задачу, нет смысла испытывать его чем-то более легким. В начале этой главы Всевышний требует от Авраама покинуть родные края, свою семью и направиться в неизвестном ему направлении. Это испытание дается Аврааму после того, как он уже прошел другое - был готов идти в огненную печь за свою веру в единого Б-га. В чем же тут логика? Разве отправиться в дальний путь ради Всевышнего тяжелее чем броситься ради Него в печь?
Наверное ответом на этот вопрос может стать известное выражение, что жить как еврей - намного большая доблесть, чем умереть как еврей. Броситься в печь в какой-то мере было проще для Авраама, он ясно понимал куда он идет и почему, он видел конкретную цель и шел ради нее на достойную и героическую смерть. Но когда от него требовалось оторваться от семьи и уйти в неизвестном направлении, он не понимал, что его ждет, не знал куда идет и сколько ему придется быть в пути, и тут от него требовалось готовность просто идти вперед, только потому что так хочет Б-г. Без «почему».
С тех пор евреям неоднократно приходилось проходить через подобные испытания. Множество предков поплатились за свое еврейство, сгорев в кострах и печах, а километраж еврейских скитаний давно уже зашкаливает. Но мы продолжаем идти дальше, как Авраам, который оставил нам в наследство свою веру и самопожертвование.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм