Printed from fjc.org.ua

Двойное утешение. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 12. Август, 2011 - 9:08

р. Шломо Вильгельм.Тренер утешает проигравшего боксера:
- В третьем раунде ты здорово напугал своего противника.
- Чем это?
- Ему показалось, что он тебя убил.

Эта суббота, первая после Девятого Ава, называется «шабатом утешения». Связано это с тем, что в этот день в синагогах читают отрывок из книг пророков, начинающийся со слов «Утешайте, утешайте Мой народ», где говорится о грядущем освобождении еврейского народа.

По поводу этого отрывка, есть интересное высказывание мудрецов, которые говорят, что еврейский народ согрешил вдвойне и был наказан вдвойне, поэтому и утешение требуется двойное («Утешайте, утешайте»).

Что стоит за данным высказыванием мудрецов? Интересное объяснение этому дает Любавический Ребе.

Почему мудрецы говорят, что еврейский народ согрешил вдвойне? Слово грех («хет» на иврите), кроме обычного своего значения, провинность, имеет еще одно – пустота. На основе этого Ребе объясняет, что нарушение воли Всевышнего может происходить в двух ракурсах: еврей своими плохими поступками (провинностями) несомненно приносит духовный вред, но и отсутствие служения Б-гу (пустота) также считается грехом, так как ничего не делая мы изменяем своему жизненному предназначению – вносить святость в этот мир. Поэтому и говорят мудрецы, что еврейский народ согрешил вдвойне, то есть и в том, что бездействовал, и в том, что совершал дурные поступки.

В результате этих грехов евреи потеряли свою землю и Храм и отправились в длительное изгнание. Почему это наказание мудрецы называют двойным? Ребе объясняет, что наказание всегда призвано исправить и изменить к лучшему, но и при этом оно может быть двух видов: есть наказания, которые приносят страдания и их цель искупить вину и очистить грешника. Есть же и другой вид наказания, когда Всевышний ставит человека перед соблазном греха, не мешая его совершить. Цель такого наказания – дать человеку шанс побороть себя и тем самым поднять себя духовно силой собственной воли. Итак в этом длинном изгнании еврейский народ имеет двойное наказание – он и тяжело страдает и противостоит множеству соблазнов (второе сегодня особенно актуально).

В конечном счете, с приходом Мошиаха, мы получим двойное утешение за все страдания и испытания, двойную награду за служение Всевышнему не смотря на все трудности. Награда бывает двух видов: когда выполненная работа имеет рамки, то и награда за нее ограничена, но когда человек служит Б-гу, отдавая себя всего, на грани выхода за рамки своих природных возможностей, то и награду он получает сверхприродную. Именно такой безграничной наградой и наилучшим утешением будет для нас эпоха Мошиаха, мы войдем в нее в заслугу самоотверженности и самопожертвования еврейского народа в его верности Всевышнему и законам Торы. Хочется надеяться, что и мы с вами внесем в это свой маленький вклад.

Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Двойное утешение. Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев