- Сколько в Одессе жителей?
- 750 тысяч
- А сколько евреев?
- Вы плохо слышите?
Глава «Бемидбар» начинается повелением Всевышнего провести очередную перепись евреев. Почему очередную? Дело в том, что за те тринадцать месяцев, которые прошли после исхода из Египта, такая перепись производилась вот уже вот уже в третий раз.
Почему же требовалось так часто исчислять евреев? Наши мудрецы объясняют, что у каждой переписи был свой смысл. Однако та причина, которая побудила Всевышнего провести перепись,в нашей главе, кажется не достаточно обоснованной. В этот раз, по словам мудрецов, Б-г сосчитал евреев, чтобы показать им свою любовь.Но какое отношение пересчет евреев имеет к проявлению любви?
Чтобы объяснить это, мудрецы приводят в пример человека, который пересчитывает свои драгоценные камни. Он с удовольствием делает это снова и снова, вовсе не потому, что забыл, сколько их у него. Просто он так их любит и ценит, что ему нравится постоянно их перебирать.Так же и Всевышний от любви к своим детям пересчитывает их.
Но все ли евреи заслуживают такого отношения? Ведь бывают такие, которых, к сожалению, трудно сравнить с бриллиантами.
По этому поводу вспоминается история про пятого Любавичского Ребе, рабби Шолома Дов-Бера. У него был один богатый хасид, торговец бриллиантами. Он часто наблюдал, как Ребе приближает к себе простых малограмотных евреев, и это казалось ему странным и необъяснимым. Однажды он не выдержал и спросил об этом Ребе, на что Ребе сдержанно ответил, что «у этих людей тоже есть свои достоинства». – «Однако я не вижу в них никаких достоинств», – возразил тот.
Тогда Ребе обратился к торговцу с неожиданной просьбой: не может ли тот продать ему пару камней? Лицо хасида засияло от счастья. Он сразу перешел к делу, достал мешочек с бриллиантами и высыпал их на стол перед Ребе. При этом он указал на один камень, заметив, что это «восхитительный камень», просто «настоящее чудо». Но Ребе покачал головой и возразил, что «не видит в нем ничего особенного».«Вы, конечно, извините меня, Ребе», – почтительно отозвался хасид, «но в этих вещах я разбираюсь лучше».
Тут настала очередь Ребе, и он с улыбкой заметил:«Ты прав, нельзя судить о том, в чем ты не понимаешь. Каждая еврейская душа – тоже бриллиант. Но чтобы это заметить, в них надо разбираться!»
Если присмотреться, именно эта идея заложена в пересчете евреев. Ведь когда считают людей, все равны. Будь то богатый или бедный, умный или дурак, праведник или негодяй, он всегда «единица исчисления». Не больше и не меньше. При подсчете личные качества теряют смысл, остается только сущность – еврей. А в сущности своей, каждый еврей – бриллиант.
Потому то и пересчитывает Всевышний нас любя, как драгоценные камни. Он ценит нашу сущность. Хорошо бы и нам…
раввин Шломо Вильгельм