Printed fromfjc.org.ua
ב"ה

Кому не спится по ночам? Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.

Пятница, 18. Март, 2011 - 8:13

ШВ.jpg- Почему Вы такой антисемит?
- Несколько лет назад один еврей испортил мне жизнь.
- Как его звали?
- Мендельсон
.

Вы наверное замечали, что во время чтения свитка Эстер, фразы, которые описывают ключевые моменты этой книги, произносятся с особой, торжественной интонацией. Одна из таких фраз: «В ту ночь не спалось царю…». Напомню, что речь идет об эпизоде, когда царь Ахашверош, желая занять себя в бессонную ночь, приказал читать ему летописи. Когда он услышал от чтеца, что недавно Мордехай спас его от смертельного заговора, Ахашверош решил наградить героя и приказал злодею-антисемиту Аману оказать невиданные почести еврею Мордехаю.

Мудрецы отмечают, что именно этот момент стал переломным в истории Пурима. После нарастающего напряжения, когда Аман уже ликовал, предвкушая осуществление своих планов, а Мордехай сидел в трауре, призывая народ к раскаянию, в ту бессонную ночь события начали двигаться к чудесному избавлению еврейского народа. Поэтому, по некоторым мнениям, чтение свитка Эстер в этот праздник обязательно только начиная с этого эпизода.

Мудрецы говорят, что хотя Всевышний и не упомянут в свитке Эстер, его присутствие намеком постоянно упоминается. Так в отношении упомянутой нами фразы: «В ту ночь не спалось царю…», мидраш объясняет, что царь, упомянутый здесь – это Всевышний.

В связи с этим, хассидизм объясняет скрытый смысл этой фразы следующим образом. Ночь – это период изгнания, когда мы не видим проявления Всевышнего, вокруг нас тьма – мы страдаем и не знаем, что нас ждет впереди. Евреи в Персидской империи находились в состоянии «ночи». Значение имеет и то, что написано именно: «в ТУ ночь..», а не «в ЭТУ ночь..». Когда мы говорим «эта» - мы говорим о чем-то явном, видимом сейчас, если же говорим «та» - подразумеваем что-то сокрытое, невидимое.  

И книга Эстер говорит нам, что евреи в ту пору находились «в ту ночь» - в такой скрытой духовной тьме, что даже не осознавали явно, что у них что-то не в порядке. Это была тьма, к которой уже привыкли глаза: евреи забыли о своей духовной миссии, они ассимилировались, им хотелось жить «как людям» среди чужих народов, и персидское государство давало им эту возможность – как мы читаем в начале книги, евреи были приглашены на пир Ахашвероша на равных правах со всеми.

На фоне такого поведения еврейского народа, Аман был уверен, что так как в евреях спит их духовное самосознание, их Б-г тоже «дремлет», и ему удастся беспрепятственно уничтожить этот народ. Однако «в ту ночь не спалось Царю» - Всевышний не забывает о евреях, в какой бы страшной тьме они ни находились.

В наше время многие евреи также живут в состоянии «той ночи» - они находятся в духовном изгнании, но там им хорошо, их глаза уже привыкли к этой духовной тьме, которая даже кажется им светом. Поэтому и сегодня на месте древней Персии, в Иране, духовный внук Амана считает своим правом уничтожить наш народ, потому что это уже не те евреи – это «сионисты», от которых якобы отвернулся их Б-г. Он забыл выучить урок Пурима – в какой бы тьме евреи не находились, «не спит и не дремлет Страж Израиля»!

Шабат шалом и Пурим Самеах!раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Кому не спится по ночам? Еврейские ценности от р. Шломо Вильгельма.
Нет добавленных комментариев