- Хаим, что Вы думаете о сыне Рабиновича для Вашей дочери?
- Так он же почти слепой...
- Ну и что, наш праотец Ицхак тоже плохо видел!
- Но он еще и хромает...
- Прямо как наш праотец Яаков, тот тоже хромал!
- Но у него еще и дефекты речи...
- Прямо как у пророка Моисея!
- Ну а что же делать с его горбом?
- Послушайте, у парня столько достоинств, должен же быть хоть один недостаток!?
Нравится ли кому-нибудь из вас кушать жилы в мясе? Не думаю, что такие любители найдутся. Однако есть сухожилие, употребление которого в пищу запрещено самой Торой. Связано это с историей, описанной в нашей недельной главе. Наш праотец Яаков возвращается в Землю Израиля и готовится к встрече с ненавидящим его братом Эйсавом. В ночь перед встречей на него напал ангел Эйсава, и в бою с ним Яаков победил, однако ангел повредил ему бедро, в результате чего наш праотец стал хромать. «Поэтому не едят сыны Израиля жилы в бедре до сегодняшнего дня, так как был поражен Яаков в жилу бедра», - этими словами заканчивает Тора этот отрывок.
Итак, вот вам еще одна любопытная заповедь Торы. Мудрецы объясняют, что Эйсав является духовным прототипом всех ненавистников еврейского народа и смысл этой заповеди в том, чтобы мы не забывали о том, что Яаков победил ангела Эйсава, то есть те духовные силы, которые содействовали этому злодею. Таким образом, запрет употреблять в пищу сухожилие бедра является для нас памятным знаком того, что никакие ненавистники не смогут уничтожить наш народ.
Но данное объяснение вызывает новый вопрос: если эта заповедь является знаком победы Яакова, то почему она напоминает нам именно о неприятном для Яакова моменте этой битвы – ранении в бедро?
Ответ на это я нашел в книге известного хасидского праведника, рабби Леви Ицхака из Бердичева. Он разъясняет, что слово «регель» - нога, на иврите, однокоренное со словом «эргель» - привычка. То есть, ноги символизируют служение Б-гу, основанное только на вере, когда человек соблюдает Тору по привычке, не осмысленно, только потому, что верит, что так надо. Такого человека легко сбить с толку, поразить его веру. Именно поэтому силы зла смогли поразить ногу Яакова, однако в целом Яаков смог одержать победу, так как служил Б-гу осмысленно, то есть не только ногами, но и головой.
В результате этой битвы Яаков получил от ангела новое имя – Исраэль. Интересно, что имя Яаков происходит от слова «экев» - пятка, а из букв имени Исраэль можно составить «ли рош» - у меня голова. То есть новое имя он получил как знак того, что служит Б-гу сознательно.
Таким образом заповедь о сухожилии бедра учит нас не ограничивать свое еврейство лишь формальным соблюдением обрядов, - приходом в синагогу только потому, что так надо. Вера действительно является основой наших отношений с Б-гом, однако на этом нельзя останавливаться, мы должны стремиться как можно более осознано соблюдать наши традиции, изучать их глубинный смысл. Собственно для этого и существует учение хасидизма.
Шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм