Раввин наблюдает за человеком, играющим в гольф. Человек замечает его, подходит и спрашивает:
- Ребе, вы, наверное, считаете, что это грех - играть в гольф в субботу?
- Играть так, как играешь ты - грех в любой день недели.
На протяжении всех «Десяти дней раскаяния» от Рош Ашана до Йом Кипура мы читаем в молитве дополнительный псалом, в котором просим Всевышнего простить наши грехи. Начинается этот псалом словами: «Из глубин воззвал я к Тебе, Господи…». О каких глубинах здесь идет речь и какое отношение они имеют к прощению грехов? Чтобы ответить на этот вопрос нам потребуется выяснить, каким образом происходит искупление грехов в Йом Кипур.
Известно, что каждым грехом человек наносит ущерб своей связи с Творцом. Каждым своим проступком мы опускаем в духовную нечистоту не только наше тело, но и душу. Поэтому логично, что для исправления этих изъянов необходим определенный процесс «чистки» - раскаяния.
И действительно, по мнению большинства мудрецов Талмуда, для искупления грехов в Йом Кипур требуется полное раскаяние. Но есть и другое мнение, согласно которому, в этот особенный день грехи искупаются даже тому, кто не раскаялся. Но как это возможно – искупить грехи, не раскаявшись в них?
Дело в том, что наша святая душа имеет несколько уровней, каждый из которых по-разному выражаетcя внутри нас. Так вот в каждой еврейской душе есть особая, глубоко сокрытая сущность, которую не могут запятнать никакие грехи и которая остается цельной в своей связи со Всевышним при любых обстоятельствах. Именно этот, самый высокий уровень души раскрывается внутри нас в Йом Кипур. И поскольку на этом уровне наша душа совершенно не подвержена грехам, возможно и такое, что в этот день наша душа очищается сама по себе, даже без раскаяния.
И в этом смысл слов псалма которые мы читаем в эти дни: «Из глубин воззвал я к Тебе, Господи…». Свою мольбу об искуплении грехов мы аргументируем тем, что в глубинах нашей души, в самой ее сущности наши грехи не имеют места, поскольку на этом уровне наша связь с Б-гом безупречна.
Раскрытие глубокой еврейской сущности в Йом Кипур приводит в этот день в синагогу множество людей, даже тех, которые в течение всего года не задумываются о смысле своего еврейства. Дай же Б-г, чтобы духовное пробуждение Йом Кипура не покинуло нас и после его завершения, и тогда поводов для раскаянии у нас будет значительно меньше.
Да будете вы записаны в Книгу Жизни
на сладкий и счастливый год!
раввин Шломо Вильгельм