Printed from fjc.org.ua

Свобода слова (еврейские ценности от р. Ш. Вильгельма)

Пятница, 04. Июнь, 2010 - 8:55

ШВ.jpgCлава Б-гу, что в этой стране у нас есть три преимущества: свобода слова, свобода мысли и мудрость никогда не использовать ни то, ни другое.

Марк Твен

Нынешнее цивилизованное общество живет идеалами демократии, гордясь теми свободами, которые она дает людям. Одним из основных критериев демократии сегодня является свобода слова, то есть право беспрепятственно выражать свое мнение. И если лживые сплетни или клевета осуждаются даже в демократическом обществе, то раскрыть людям правду о чьих-то прегрешениях и недостатках считается вполне достойным и даже похвальным поступком, особенно если речь идет об известной и важной личности.

Согласно еврейскому закону, нельзя говорить плохо о человеке в разговоре с другими людьми, даже если это истинная правда. Насколько реально соблюдать этот закон в жизни, ведь в общении мы практически всегда затрагиваем других? Обсуждением различных людей занимаются и окружающие нас люди, газеты и телевидение.

Действительно, удержаться от злословия тяжело даже многим соблюдающим Тору евреям, но и тем, кому это удается, приходится тяжело над собой работать. Хассидизм объясняет, что самый лучший способ устранить зло – это не борьба с ним, а добавление добра, которое само вытесняет все негативное, как свет вытесняет тьму. Эта идея находит свое проявление и по отношению к злословию и отражается в отрывке из нашей недельной главы Торы.

В конце главы описывается история о том, как Мирьям, родная сестра Моше, обсуждала с Аароном поведение своего брата. За это она была поражена неприятной кожной болезнью «цараат», сопутствующей обычно греху злословия. Тора отмечает, что после этого события, весь еврейский народ, собиравшийся в очередной переход по пустыне, задержался на месте дополнительные семь дней, дождавшись пока Мирьям не прошла очищение от своей болезни. Мудрецы объясняют, что народ оказал ей честь и задержался ради нее в заслугу того, что сама Мирьям после рождения Моше задержалась возле Нила, чтобы выяснить, что произойдет с пущенным по реке ребенком.

Таким образом, Тора, упомянув о проступке Мирьям, сразу вспоминает и о ее заслугах. И это является уроком для нас: заметив недостаток или проступок другого человека, нужно вспомнить и его хорошие поступки, его заслуги. Очень часто человек, прожив долгие годы порядочным и делавшим добро, становится темой для разговоров только тогда, когда совершит что-то плохое. Разговаривать о чужих достоинствах и положительных качествах людям не интересно, зато недостатки обсуждаются с большим энтузиазмом.

На примере истории с Мирьям мы видим, что упоминая о положительных чертах и поступках человека, его недостатки отходят на второй план. И чем больше мы замечаем и говорим о хороших делах других людей, тем меньше интереса и радости доставляют нам их недостатки. Не бойтесь рассказывать много хорошего о людях, возможно кому-то это не понравится, но ведь у нас свобода слова.

Шабат шалом!

раввин Шломо Вильгельм

Комментарии: Свобода слова (еврейские ценности от р. Ш. Вильгельма)
Нет добавленных комментариев