Федерация еврейских общин Украины:

Чернигов.

Председатель общины: Бельман Семен Григорьевич
телефон: (0462) 64-19-58
адрес: ул. Щорса, 58

История общины
История города
Благотворительность
Образование
Деятельность общины

История города

Отдельные находки эпохи неолита из окрестностей Чернигова свидетельствуют, что первые поселенцы появились здесь ещё в IV в. до н.э., а обнаруженные в урочищах Яловщина и Татарская Горка поселения эпохи бронзы указывают на заселение территории города во II в. до н.э. В I в. н.э. на крутых берегах Десны и Стрижня существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной частиЧернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. На территории современного города найдены остатки славянских родовых поселений VII—VIII вв. Высокий берег Десны, прорезанный глубокими ярами, представлял собой естественные (созданные природой) укрепления, дающие возможность одновременно создавать в этой местности несколько защищённых поселений. Дальнейший рост этих поселений привёл в VII в. к их слиянию и образованию города, занимающего выгодное географическое положение в широком бассейне реки Десны. Чернигов уже в IX в. становится центром Северской земли, одним из крупнейших городов древней Руси. Быстрому росту города способствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков Снов и Сейм. По Десне город поддерживал связь с Киевом и далее по Днепру с Византией. Десна открывала выход к землям в верховьях Волги и Оки, а также кНовгороду. По Волго-Донскому пути Чернигов поддерживал связь с арабским Востоком. Ремёсла, земледелие и торговля составляли основу хозяйственной деятельности Чернигова.

Вид Чернигова в начале XX века

После отмены крепостного права с 1861 года постепенно растёт население Чернигова. Подавляющее большинство домов деревянные. Район обязательных каменных построек ограничивался Красной (базарной) площадью. Центральные улицы освещались газовыми фонарями, а с 1895 года внедрено электрическое освещение. Гужевой транспорт являлся доминирующим. Основные грузы возили по Десне. В начале XX века по шоссе «Киев — Петербург» курсируют конные дилижансы до Гомеля и Козельца.