Printed from fjc.org.ua

Лубны

Лубны

 почта

Федерация еврейских общин Украины.

Лубны.

Председатель общины: Геннадий Маркович Хенкин 
телефон: 050 0 895 095
адрес: пер. ул. Червоноармейской, 17, Общинный культурный центр “Шофар”

  

Краткая история проживания евреев в Лубнах

Евреи жили на Лубенщине cо времён Киевской Руси. В VII веке славянские племена значительное время находились в вассальской зависимости от Хазарского каганата. С хазарами, которые исповедовали иудаизм, пришли на Лубенщину евреи: раввины, купцы, ремесленники.

В период татаро-монгольского нашествия евреи покинули эти края (история не сохранила о них сведений).
 
Вновь появились евреи здесь вместе с приходом польско-литовских князей. Лубны были центральным поместьем князей Вишневецких и среди его управляющих было немало евреев. С тех пор Лубны стали местом традиционного проживания евреев.
 
Евреи Лубен, живя среди украинцев, русских, поляков, оставались носителями традиций  своих предков: вели еврейский образ жизни, соблюдали шаббат. Разговорным языком евреев всегда оставался идиш и поэтому они плохо знали русский и украинский языки, говорили с характерным акцентом. Специфичность и обособленность жизни евреев нередко вызывали раздражение у окружающих.
В тоже время жизнь евреев Лубен была тесно связана с бытом окружающего его населения. Совместный повседневный тяжкий труд, бедность, и бесправие объединяли их. Они вместе проводили свободное время, отмечали народные праздники, в которых тесно переплелись обычаи двух народов. Нередко, из-за недостатка начальных школ, дети неевреев посещали хедеры — еврейские школы.
 
Но в тоже время евреи находились среди наиболее униженных и угнетённых слоёв населения. Им было тяжелее других зарабатывать на жизнь, так как  запрещалось  заниматься многими профессиями.
 
Обычно евреям в городах разрешалось жить строго в определённых местах (в черте оседлости — гетто), но в Лубнах, где население было небольшим, а евреи играли значительную роль в экономической жизни, они селились в центре, где им было удобно и выгодно заниматься мелким ремеслом и торговлей, пошивом и ремонтом одежды и обуви, они были мастеровыми и подмастерьями у богатых предпринимателей.
 
Прежде всего это была Базарная площадь (ныне пл. Кирова) и прилегающие улицы, носящие теперь названия  Шевченко, Франка, Советская, Ленина, Карла Маркса. На Базарной площади находился целый ряд принадлежавших евреям магазинов. В мясных лавках торговали, в основном, евреи.
 
Представительными и шумными были с давних времен ярмарки (основные проходили весной и осенью). Каждый понедельник и пятницу в городе проводились "Торги". Евреи торговали изделиями местных кустарей, рыбой, фруктами, орехами, топливом. Весомой статьёй дохода евреев была “винная продажа”. Реализацию в городе осуществляли 27 шинков, 30 ежегодных "выставок". В уезде работали 3 винокуренных завода.
 
Начало XX века бло охарактеризовано ростом промышленности. В 1902–04 гг. строится табачная фабрика Клермана, пятиэтажная паровая мельница Аронова и Каганова, развивается промысел лекарственных трав. Среди лубенских евреев было немало врачей.
 
Условия врачам создавались хорошие, однако вакансий для врачей было много и местные власти вынуждены были приглашать евреев. В земском участке работал врач Глозман Д. Б., который был Директором уездного "Попечительства о детских приютах".
 
В 1907–1911 гг. в Лубнах строится фундаментальная Городская уездная больница, где врачами работали евреи.
 
В советское время большинство врачей в городской больнице были евреями, в том числе и главврачи. В годы войны они были мобилизованы и работали в войсковом госпитале. В 1930 году в Лубнах открыт медицинский техникум, после войны переименованный в медедицинское училище. Ведущими преподавателями были терапевт Берлявский Я. С., кожновенеролог Атлас Я. Е., гинеколог Котляр А. В., формаколог-провизор Каган С. И. и др. Много лет до войны директором был Дашковский А. Д.
 
Большинство евреев были купцами и мещанами. Состояние евреев было неодинаковое — от состоятельных до бедняков. Богатые евреи жили в районе спортивной школы. Они нередко оказывали городу значительную финансовую помощь и поэтому пользовались уважением среди местного населения, получали почести и занимали весьма высокие положения.
 
Значимый вклад внесли евреи в развитие промышленности и торговли города. В 1886 году был основан банк, в который значительные капиталы внесли еврейские купцы. Предприимчивые евреи, торговцы и дельцы добивались особых привилегий, были управляющими поместий и вели финансовые дела, нередко помогали бедным евреям. Положение этих "придворных евреев" было почётным, но ненадёжным и даже опасным занятием, так как расположение пана, мало бывавшего в своём поместье, легко могло смениться на немилость и опалу, а «холопы» свою ненависть к богачу-эксплуататору вымещали на управляющем.
 
Еврейское население по письменности далеко опережало коренное, так как умело читать и не только по еврейски, но и по русски. Ученики в то время набирались в начальные школы по национальному признаку и поэтому еврейские дети вынуждены были ходить только в еврейские школы. При лубенской синагоге была религиозная школа. Руководство учебными еврейскими заведениями осуществляло правление Кагала. В городе работала и общеобразовательная еврейская школа, в которой учились дети и неевреев. Еврейские учебные заведения  в Лубнах были закрыты в  1935-37 гг.
 
Для получения дальнейшего образования евреи покидали Лубны и поступали учиться в Полтаву, Кременчуг, Киев. Немало произведений Шолом-Алейхема, который жил в Лубнах и работал в синагоге казенным раввином, написаны на основе сюжетов из жизни лубенских местечковых евреев.
 
Евреи принимали активное участие в революционном движении и установлении советской власти в Лубнах. В начале 1920 года из Лубен окончательно изгоняют белогвардейские войска. Крушение самодержавия и длительное безвластие сыграли трагическую роль в жизни евреев города. Грабежи и разбои часто носили антисемитский характер и превращались в еврейские погромы. Евреи-революционеры сыграли немалую роль, в том числе и в борьбе с бандитизмом и стихийным движением сопротивления.
 
В начале Второй Мировой войны Лубны оказались в центре ожесточенных боев и 13 сентября 1941 года фашисты ворвались в город с тыла, со стороны села Засулья. Многие еврейские семьи не успели эвакуироваться, были остановлены фашистами и возвращены в город, где их ждали нечеловеческие условия жизни, аресты, издевательства и …расправа. Отступая фашисты оставили после себя на Лубенской земле могилы замученных, пепилища и развалины. Было уничтожено более 60% жилищного фонда.Население города уменьшилось наполовину с 28 до 14 тысяч. Из 9 тысяч евреев, проживающих в городе до войны, 15–16 октября 1941 г. в Засульском яру было уничтожено фашистами более 4 тысяч, многие погибли на фронте.
 
В послевоенный период в Лубны возвратились евреи, которые эвакуировались или были на фронтах, приезжает много евреев из других регионов страны. Однако общая численность еврейского населения значительно снизилась.
 
После развала СССР и становления независимой Украины многие евреи получили возможность и уехали в Израиль.
 
В настоящее время в Лубнах возродилась еврейская община. Евреи активно приобщаются к еврейской жизни, знакомятся с историей и традициями еврейского народа, принимают участие в проведении еврейских праздников и культурно-массовых мероприятиях.
 почта